Размер шрифта
-
+

Еврейский мистицизм: базовые знания - стр. 8

Это небесное восхождение совершается чтением гимнов, а также теургическим использованием тайных имен Бога, которые изобилуют в литературе хейхалота. Гекалот Зутарти, в частности, посвящен тайным именам Бога и их силам: это Его великое имя, которым Моисей разделил великое море:

Это Его великое имя, превратившее воды в высокие стены:

Время от времени небесные собеседники будут раскрывать божественные тайны. В некоторых текстах интерес мистика распространяется на небесную музыку и литургию, которые обычно связаны с поклонением ангелам, упомянутым в Исаии 6:3».

Характер литургий (повторяющийся подобно мантрам), записанных во многих из этих композиций, скорее всего, призван обеспечивать стимулирование дальнейшего восхождения. Что же касается конечной цели восхождения, наблюдается ее варьирование от одного текста к другому. В ряде случаев это рассматривается как призрачный проблеск Бога, чтобы «Узреть Царя в Его красоте». Другими делается намек на «возведение на престол» ради принятия адепта в ангельскую свиту Бога и благодаря этому получения им почетного места.

Одним из текстов на самом деле предполагается, что [3]:

«успешный паломник сядет на „колени“ Бога. Такие ученые, как Питер Шефер и Эллиот Вольфсон, видят в подобном изображении эротическую теологию, при этом следует сказать, что сексуальные мотивы, хотя и присутствуют в сильно ослабленных формах, немногочисленны и далеки друг от друга, если изучить весь объем литературы».

К литературным произведениям, связанным с традицией Хейхалот, сохранившимся частично или полностью, относятся [3]:

«Хейхалот Раббати (или Пиркей Хейхалот), Хейхалот Зутарти, 3-й Енох (также известный как «еврейский Енох») и Маасе Меркаба.

Кроме того, существует множество небольших и фрагментарных рукописей, которые, по-видимому, относятся к этому жанру, но их точное отношение к мистицизму Маасе Меркабы и друг к другу часто неясно (Деннис, 2007, 199—120)».

Ключевые тексты


Если говорить о текстах восхождения, они сохранились в 4-х являющихся основными работах, отредактированных позднее 3-го века нашей эры, но, несомненно, до века 9-го.

Это следующие тексты [3]:

«Хейхалот Зутартей («Малые дворцы»), в котором подробно описывается восхождение рабби Акивы;

Хейхалот Раббати («Великие дворцы»), в котором подробно описывается восхождение рабби Измаила;

Маасе Меркаба («Рассказ о колеснице»), сборник гимнов, которые читали «спускающиеся» и слышали во время их восхождения;

Сефер Хейхалот («Книга дворцов», также известная как 3 Еноха), в которой рассказывается о восхождении и божественном превращении библейского персонажа Еноха в архангела Метатрона, как рассказал рабби Измаил.»

Страница 8