Еврейская Каббала: базовые знания - стр. 19
3.4 Возникновение каббалы в средневековье
Основные моменты
Нахманид, классический раввинский деятель. Источник: https://ujew.com.ua/history/disput-naxmanida-opasnaya-pobeda
Современными учеными выделен ряд мистических братств, которые существовали в Европе с двенадцатого столетия. Были среди них братства действительно эзотерические, остававшиеся в значительной мере анонимными. К ним, в частности, относились имевшие названия «Круг Июнь» и «Уникальный круг херувимов».
Часто считают, что на этой картине изображён Исаак Слепой. Латинский перевод Шаарей Ора Гикатиллы. Portae Lucis – Джозеф Гикатилла (1248—1325), Аугсбург, 1516 г. Книга представляет собой латинский перевод самого влиятельного каббалистического сочинения – Гикатиллы Паулюса Рициуса. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Kabbalah?
Первым документально подтвержденным историческим появлением теософской каббалистической доктрины было появление доктрины, распространение которой произошло среди еврейских мудрецов Прованса и Лангедока на юге Франции во 2-й половине 1100-х г. г. Появилось или закрепилось таинственное произведение Бахир (Книга «Яркость»), мидраш, описывающий атрибуты сефирот Бога как динамично взаимодействующую ипостатическую драму в Божественном царстве.
И еще – среди критиков рационалистического влияния Маймонида имело место появление школы Исаака Слепого (1160—1235г.г.). Именно оттуда в начале 1200-х г.г. состоялось распространение каббалы в Каталонию, расположенную на северо-востоке Испании. Это произошло вокруг центральной раввинистической фигуры Нахманида (Рамбана, годы жизни 1194—1270 г.г.), с неоплатонической ориентацией, сосредоточенной на верхних сфирот. Известность Нахманида, классического раввинского деятеля тринадцатого столетия обеспечила широкое признание Каббалы через его комментарий к Торе.
Книга Зоар Zohar Каббала. https://imrey.org/есть-ли-у-меня-шанс-стать-близким-к-богу/?wmc-currency=ILS&print=print
Впоследствии (с последних 1200-х г.г.) имело место достижение каббалистической доктриной своего самого полного классического выражения среди кастильских каббалистов в литературе «Зохар» (Книга «Великолепие»), посвященной космическому исцелению гностической двойственности между низшими, раскрытыми мужскими и женскими атрибутами Бога.
Ришонимы («Старшие мудрецы») экзотерического иудаизма, серьезно вовлеченные в каббалистическую деятельность, дали Каббале широкое признание. Среди них были Нахманид и Бахья бен Ашер ибн Халава (Бахья бен-Ашер бен-Галава, известный также как Рабейну Baxье, годы его земной жизни 1255—1340), раввин и иудейский ученый, комментатор Танаха. Их классические комментарии к Торе ссылаются на каббалистический эзотеризм.