Еврейская Каббала: базовые знания - стр. 18
Примечательно для этой легендарной истории то, что только рабби Акиба оказался пригоден для изучения мистических доктрин. В «Тосафот» (средневековых комментариях к Талмуду) говорится, что 4 мудреца «не поднялись буквально, но им показалось, что они поднялись». С другой стороны, Луи Гинзберг (Louis Ginsberg) в «Еврейской энциклопедии» (1901—1906 г.г.) написал, что путешествие в рай «следует понимать именно буквально, а не аллегорически».
3.3 Докаббалистические школы
Хехалот Вавилон мистика. Photo of Exhibit at the Diaspora Museum, Tel Aviv – en: Beit Hatefutsot Everyday life in Babylon. Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Everyday_life,_Babylon.jpg
Ранняя мистическая литература
Мистические методы и доктрины текстов Хейхалот («Небесные покои») и Меркаба («Божественная «Колесница») существовали с первого столетия до нашей эры до десятого столетия нашей эры. После они уступили место документально подтвержденному появлению рукописи Каббалы.
Было поведано, что посвященные «спускаются на колеснице», что, возможно, относится к внутреннему самоанализу в Небесном путешествии через духовные миры. Конечная же цель состояла в том, чтобы предстать не перед лицом Божественного, а перед трансцендентным трепетом.
Если говорить о мистических героях текстов, ими явились мистические известные талмудические мудрецы раввинистического иудаизма. Текстами же были псевдоэпиграфические сочинения или задокументированные остатки развитой традиции.
В период с восьмого столетия по столетие одиннадцатое имело место проникновение текстов Хейхалота и прото-каббалистической ранней космогонической Сефер Йециры («Книги творения») в европейские еврейские круги.
Спорный эзотерический труд из связанной литературы, описывающий космический Антропос, Ши'ур Кома, был аллегорически истолкован последующими каббалистами в их медитации на Сефирот Божественной Личности (см. Учение о десяти сефирот).
Хасидеи Ашкеназы
Незадолго до появления каббалистической теории было и другое отдельное влиятельное мистическое, теософское и благочестивое движение – хасидеев ашкеназов или средневековых немецких пиетистов. Оно существовало в период с 1150 по 1250 г.г.
Это этико-аскетическое движение со своими теоретическими и практическими кабалистическими принципами возникло в одной ученой семье – семье Калонимусов из французской и немецкой Рейнской области. Его еврейская этика святого самопожертвования оказала влияние на ашкеназское еврейство, мусульманскую литературу и появление позднее акцентирования внимания на благочестии в иудаизме.