Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 14
Ил. 16. Регулярное построение стены при помощи чередования филенок и арок.
Итальянский зал в Павловском дворце. Арх. Камерон, 1783 г.; отделка – арх. Бренна, 1792–1793 гг.
Одним из множества примеров, когда для регулярного построения стены в интерьерах классицизма соединяются вместе различные приемы и при этом используются правильные формы прямоугольника и круга, может служить домашний театр Екатерины II в Эрмитаже, построенный архитектором Дж. Кваренги в 1783 г. (несомненно, решение было согласовано с заказчицей). Ему придана форма античного театра. Спускающиеся ступенями от входа полукольца рядов для зрителей заканчиваются скругленной орхестрой, которую замкнул прямоугольник сцены. Зрительские ряды огибает полукруглая стена. Для ее организации Кваренги использовал ритмичные чередования колонн, арок, больших и малых ниш, скульптур, профильных барельефов, – они логично и многопланово организуют стену (ил. 17).
Ил. 17. Регулярное построение стены при соединении разных приемов.
Домашний театр Екатерины II в Эрмитаже. Арх. Дж. Кваренги. 1783 г.
1. План. 2. Интерьер
Масштабы театра соответствуют человеку, пропорции его гармоничны, построение ясное и логически безупречное, прямоугольные и круглые формы – спокойные, статичные. Все вместе сообщает интерьеру домашнего театра идеальную образцовую завершенность. В результате пребывание в нем рождает чувство исключительного пространственного и художественного комфорта.
Приемы заполнения стенных филенок. Пожалуй, самым распространенным способом оформления стенной поверхности были регулярные филенки, разнообразно оформленные.
Одним из приемов классицизма было заполнение стенных филенок живописными полотнами (ил. 18).
Ил. 18. Заполнение стенных филенок живописными произведениями.
Платиновый зал в Casa del Labrador (Casita del Labrador). Аранхаус близ Мадрида. Завершение строительства 1803 г.
В филенках могли разместить симметричные орнаментальные композиции, выполненные в живописной манере или рельефные. В иных случаях использовали повторяющиеся прямоугольные или круглые рельефные композиции. Изображения в рельефах, как правило, выполнялись по образцу античных и представляли сцены из античной истории. Филенки затягивали также тканью с орнаментальными группами, так что возникало подобие регулярных «живописных» стенных панно (см. ил. 14). Классицистические филенки могли заполнить гротесками – декоративными композициями из лепных групп и живописных вставок, которые получили в классицизме новую жизнь (ил. 19).
Ил. 19. Заполнение стенных филенок гротесками.