Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 13
Опочивальня Марии Федоровны в Павловском дворце под Петербургом. Арх. Камерон, 1783 г.; отделка – арх. Бренна, 1792–1793 гг.
С т е н ы
Приемы организация стенной поверхности. Поскольку классицизм претендовал на убедительные архитектурно выверенные образы и формы, функция стен в интерьере выявлялась предельно ясно: стены огораживают внутреннее пространство и уверенно поддерживают перекрытия. Любая декоративная их дематериализация противоречила логике стиля.
Прежде всего стена в классицизме – это поверхность с пропорционально связанными длиной и высотой. По вертикали стена состоит из пропорционально соподчиненных частей: нижней горизонтальной панели (высота ее может трактоваться по аналогии с высотой постамента для колонн), главного основного поля и завершающего антаблемента.
Все декоративные приемы классицизма, на каком бы уровне организации интерьера они ни использовались, в том числе в декорации стен, прежде всего должны были подчеркивать симметрию или регулярность композиционных решений. Симметричность стены фиксировала центральная ее ось, для чего на ней размещали какой-либо элемент интерьера – дверь, камин и др. Регулярность возникала, когда стена представала как своеобразный стенной «каркас», например, из элементов ордера. Аналогичного эффекта можно было добиться, ритмично расположив вертикальные филенки. Уже на самом раннем этапе классицизма рокайльные асимметричные филенки преобразовались в правильные классицистические – прямоугольные или прямоугольные в сочетании с формами круга или полукруга. Заодно эти же формы появились в дверных проемах, десюдепортах, зеркалах и в других элементах интерьера (см. ил. 1). Регулярный стенной каркас можно было создать при помощи ниш, причем даже в тех случаях, когда помещение представало наподобие греческого перистиля (см. ил. 12). Ниши бывали прямоугольными или с полуциркульным завершением, в них обычно устанавливали скульптуры. Наконец, симметрично организовать стену или регулярно ее членить можно было соответствующей развеской живописных полотен, иногда в два ряда (ил. 15) или какими-либо еще декорационными приемами.
Ил. 15. Организация стенной поверхности регулярной и симметричной развеской картин.
Длинная Галерея в Остерли-парк (Англия). Арх. Р. Адам. 1767 г.
Чтобы придать поверхности стены классицистический образ, пользовались также сочетанием нескольких приемов. К примеру, в круглом Итальянском зале Павловского дворца чередуются большие полуциркульные ниши и прямоугольные филенки (ил. 16). Название зала «Итальянский» возникло, поскольку ниши воспроизводят древнеримскую форму апсиды, а зал перекрыт куполом со световым фонарем в зените (аналог «глаза» древнеримского Пантеона).