Размер шрифта
-
+

Эпоха Просвещения. Разочарование. Поиски. Интерьеры Нового времени. Часть 2 - стр. 15

Будуар Марии-Антуанетты в Фонтенбло.1785(6) г.


Ритм заключенных в рамы гротесковых композиций сообщал стене не только необходимую организованность, но и особенную утонченную декоративность. В частности, гротески щедро и весьма изощренно использовал английский архитектор Роберт Адам, гармонично соединяя как античные мотивы, так и рожденные его творческой фантазией. Особенностью работ Адама стал привнесенный в гротески золотой цвет, ранее никогда в них не встречавшийся: гротесковые рельефы Адам часто делал из золоченой бронзы, а живописные вставки-панно – в золоченых лепных обрамлениях. В отдельных случаях в интерьерах классицизма копировались ренессансные образцы с гротесковой декорацией.

Декорационные композиции. Декоративным приемом классицизма стали также декоративные фантазии на тему гротесков. Так можно определить, к примеру, прием убранства Зеленой столовой (арх. Камерон, 1780-е гг.) в Царскосельском дворце под Петербургом, где ритмично расположенные гротесковые композиции не имеют хрестоматийных «рам». На зеленовато-фисташковом фоне стен регулярно повторяются объединенные в композиции белые лепные фигуры, колонки, античные вазы, цветочные гирлянды и др., их дополняют «живописные» вставки в виде небольших прямоугольных панно и круглых медальонов с белыми лепными фигурками на розовом фоне (ил. 20).


Ил. 20. Оформление стен фантазией на тему гротесков.

Зеленая столовая в Царскосельском дворце под Петербургом. Арх. Камерон. 1780-е гг.


Впрочем, прием убранства Зеленой столовой можно отчасти рассматривать и как разновидность этрусского стиля, точнее этрусской стилистики, также практиковавшейся в убранстве интерьеров классицизма. В этом случае регулярный структурный ритм стены намечался композициями с этрусскими мотивами, под которыми во 2-й пол. XVIII в. подразумевались изысканные формы древнегреческих ваз и рисунки на них (эти вазы обнаруживали в этрусских некрополях). Интерьеры в этрусском стиле возникали повсеместно (ил. 21).


Ил. 21. Интерьер в этрусской стилистике.

Этрусская комната в Остерли-парке (Англия). Арх. Р. Адам. 1767 г.


Облицовочные материалы. Ранее отмечалось, что наиболее часто поверхности стен в интерьерах классицизма штукатурили и окрашивали светлыми клеевыми красками. Но классицизм не пренебрегал облицовкой их мрамором, натуральным или искусственным, естественно, сохраняя при этом классицистическую структурированность. Натуральный цветной мрамор всегда рассматривался как ценнейший и чрезвычайно эффектный декоративный материал. Им богата оказалась Россия, присоединившаяся к европейскому пути развития. Сохранился

Страница 15