Энциклопедия православной жизни - стр. 2
Патр. Сергий (Страгородский)
Чтобы понять учение Иисуса Христа, надо обратиться к библейскому повествованию о сотворении человека. Намереваясь создать человека, Бог в отличие от животных благоволил наделить его Своим образом и подобием (Быт. 1, 26). «Образ» и «подобие» – это неоднозначные термины. Образ – это те свойства, способности и таланты, которые Бог заложил в нашу природу. Образ Божий надо относить не к телу человека, а к его невещественной душе. К проявлению образа Божия в человеке относят[1] наличие у нас бессмертной души, разума как отображения бесконечного ума Божия, свободной воли, дара слова как образа Предвечного Слова – Иисуса Христа; возможность творить – творческие способности, совесть как возможность оценить свои поступки с позиции добра и зла. Подобие – это уподобление Богу в Его совершенствах. Если образ – это неотъемлемое свойство нашей природы, то подобие – это лишь потенциальная возможность. Образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив к тому от Бога только возможность. Бог бесконечно мудр, добр и справедлив. Он хочет, чтобы и мы, Его дети, по возможности совершенствовались в этих свойствах. Естественно, никто не может мгновенно, одним скачком воображения стать мудрым или добродетельным. Надо поработать над собой, исправиться, усовершенствоваться. Такова была цель создания человека, такова она и осталась!
Грех внес разлад в нашу природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался настолько силен, что никто из людей своими усилиями не мог освободиться от него. Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Он не только научил людей правильно жить, но, приняв нашу природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и таким образом дал нам силы к нравственному возрождению. Это приобщение человека к Божественной жизни осуществляется в Церкви. Вот почему она именуется Телом Христовым (1 Кор. 6, 15; Еф. 4, 12). Процесс духовного обновления начинается в Таинстве крещения, в котором человек освобождается от яда греха и приобщается к благодати Божией. Он изымается из мира, лежащего во зле, и вводится в ограду Церкви. Господь Иисус Христос и Его апостолы всегда противопоставляли мирскую жизнь, мир, во зле лежащий – христианской жизни. Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, – наставляет ап. Павел (Рим. 12, 1–2). Благодатная сила Крещения настолько велика, что человек, крестившись, становится как бы новым творением: