Размер шрифта
-
+

Энциклопедия православной жизни - стр. 4

пишет ап. Павел (1 Кор. 4, 16; 1 Кор. 2, 16).

Чем больше христианин преуспевает в уподоблении своему Первообразу, тем глубже совершается его таинственное соединение с Ним. Господь Иисус Христос говорил: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Цель жизни – стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4).

Цель эта настолько высока, что, естественно, человек поначалу боится ее, считает недостижимой для себя. Тем не менее, Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к Себе. Вот почему нередко Священное Писание уподобляет Церковь высокой горе (см.: Пс. 2; Ис. 2, 2–3; 11, 1–10 и 26 гл.; Дан. 2, 34). Став христианином, человек вступает на подножье горы. Его дальнейшая жизнь – это постоянное восхождение по лествице (лестнице) совершенствования. На самом верху горы – Господь, окруженный сонмом праведников. Только в этом контексте понятным становятся слова ап. Павла, который пишет христианам: Вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Ев. 12, 23). Эти слова замечательны тем, что они удостоверяют в достижимости святости – конечно, в меру нашего существа.

Итак, эти и многие другие места Священного Писания убеждают в том, что спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, – это состояние обновленной души. Бог милостиво призывает нас в Свое Небесное Царство, нам надо приложить усилие, чтобы достичь его. Поэтому: Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 19–34). Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3, 12–14). Бог призвал нас стать Его детьми. Естественно, Он желает, чтобы мы уподоблялись Ему. Грех совратил нас на гибельный путь. Христос пришел, чтобы исправить поврежденное. Он помогает нам вернуться на правильный, спасительный путь. Поэтому христианство – это не столько учение, теория, сколько путь, образ жизни.

Поняв это, человек поймет и логичность, и целесообразность всего того, что составляет отличительную сторону Православия – его учение о подвиге и воздержании; его Таинства, посты, богослужения и праздники; его церковную архитектуру, пение и живопись. Все это вспомогательные средства на пути духовного совершенствования, на пути спасения, сущность, смысл и последняя цель которого состоит в избавлении от греха и в даровании человеку вечной святой жизни в общении с Богом

Страница 4