Размер шрифта
-
+

Энциклопедия каратэ - стр. 76

Так же как и с другими видами оружия, после овладения техникой работы с камой в ката на месте и в движении приступают к отработке приемов противодействия нападению вооруженного противника (против ножа, бо, дзё, тонфы, нунчаку). Особое внимание уделяется технике работы двух соперников, вооруженных камой. Ввиду особой опасности эта техника отрабатывается на камах с деревянными лезвиями.

13.6. Нунчаку-дзюцу

Как правило, нунчаку держат одной рукой за одну из рукояток. Существует прямая (хонтэ-мочи – рис. 26а) и обратная (гьякутэ-мочи – рис. 26б) форма удержания нунчаку. В одной руке можно держать и обе рукоятки, используя нунчаку как короткую дубинку, однако в этом случае оружие теряет все свои преимущества. Эта специальная форма удержания применяется для нанесения ударов торцами рукояток в месте их соединения (татами-цки) и называется токуши мочи (рис. 26в). Другой специальной формой удержания является иппон-цки (рис. 26 г).


Рис. 26. Формы удержания нунчаку: а – хонтэ-мочи; б – гьякутэ-мочи; в – токуши мочи; г – иппон цки


Обычно рукоятку нунчаку держат за нижнюю треть или за середину. Лучше всего захватывать нунчаку в такой последовательности: сначала мизинец очень прочно прижимает оружие к ладони, затем остальные пальцы охватывают рукоятку. Ладонь держит нунчаку без значительного усилия, чтобы излишнее напряжение не мешало движению запястья и была возможность наилучшей передачи энергии.

Нунчаку-дзюцу включает следующие основные положения (рис. 27):


Рис. 27. Основные положения нунчаку


1) подмышечный захват;

2) плечевой захват;

3) разноименный подмышечный захват;

4) удержание оружия сложенным в руке;

5) внутренний подколенный захват;

6) наружный подколенный захват;

7) наружный разноименный подколенный захват.

Смысл техники нунчаку-дзюцу заключается в способности увеличивать за счет вращения ведущей рукояткой (рукояткой, которая держится в руке) силу удара свободной рукояткой (рукояткой, которая не держится в руке).

Главнейшим элементом в работе с нунчаку является техника кистевой подкрутки ведущей рукояткой. Это неуловимое кистевое движение позволяет мгновенно менять направление движения свободной рукоятки.

В основе работы с нунчаку лежит «кистевая восьмерка» – движения ведущей рукоятки, подкрепленные кистевой подкруткой, траектория которых позволяет свободной рукоятке «рисовать восьмерки» в разных направлениях и плоскостях (рис. 28).


Рис. 28. «Восьмерки» нунчаку


В технике нунчаку-дзюцу присутствуют разнообразные приемы – махи (удары), хлысты, вертушки, перехваты.

Мах (удар) – это траектория движения нунчаку. Махи могут быть короткими (рука согнута) и широкими (рука вытянута полностью). По траектории махи могут быть вертикальными (вниз, вверх), горизонтальными (внутрь, наружу), диагональными (вниз-внутрь, вниз-наружу, вверх-внутрь, вверх-наружу), «восьмеркой» и т. д.

Страница 76