Размер шрифта
-
+

Движущие силы и сущность Великой российской революции - стр. 13

Часто князь был не только защитником земли и военачальником, но и организатором хозяйства и всей жизни своего удела. «Здесь, особенно за Волгой, садясь на удел, первый князь его обыкновенно находил в своем владении не готовое общество, которым предстояло ему править, а пустыню, которая только что начинает заселяться, в которой все надо было завести и устроить, чтобы создать в нем общество. Край оживал на глазах своего князя: глухие дебри расчищались, пришлые люди селились на «новях», заводили новые поселки и промыслы, новые доходы приливали в княжескую казну. Всем этим руководил князь, всё это он считал делом рук своих, своим личным созданием».[9]


Освоение русскими новых земель. Картина К. Лебедева.


Можно отметить следующие главные отличительные черты начала русского государства от начала западноевропейских государств:

а) в Западной Европе произошло завоевание одного народа другим, а древнерусское государство возникло в результате завоевания огромной территории отдельными отрядами варягов;

б) германские племена завоевали густонаселенные страны с цивилизованными народами, а варяги завоевали страну редконаселенную отсталыми племенами;

в) германские племена завоевали европейские страны, а варяги завоевали огромную территорию, промежуточную между Азией и Европой;

г) древнерусское общество очень долго (почти два столетия) представляло собой две части, принадлежащие разным культурам и находящиеся на разных уровнях общественного развития.

Для понимания всех дальнейших проблем русского общества особого внимания заслуживает тот факт – и это необходимо специально подчеркнуть, – что естественный процесс разложения первобытнообщинного строя славянских и финских племен был прерван. Аппарат внеэкономического принуждения возникает не органическим путем, а создается завоевателями-иноземцами. Свободное развитие населения Великой равнины было остановлено и начался долгий путь «под колпаком», навязанным пришлым элементом государственности. Родовой общинный быт и родовая психология надолго загоняются вовнутрь, как бы консервируются под внешней государственной оболочкой. Это наложило огромный отпечаток на всю историю государства Российского и всю историю русского народа. В этой работе мы будем еще неоднократно возвращаться к последствиям этого важнейшего факта.

Как пишут в упоминаемой выше книге А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко, своеобразие государства и его развитие в большой степени определяется тем, «как долго и в каких масштабах сохраняются в них догосударственные жизненные уклады» [10]. В древнерусском обществе, а позже как в Московском государстве, так и в Российской империи, догосударственный уклад и догосударственная психология сохраняются надолго под государственной оболочкой, даже когда эта оболочка стала европеизированной. Именно этот факт определил в значительной степени особенность развития российского общества и Российского государства.

Страница 13