Движущие силы и сущность Великой российской революции - стр. 12
«Киевский период можно охарактеризовать как долговременную попытку варяжских князей рода Рюриковичей выстроить государственность на основе догосударственной культуры и постепенно трансформировать ее в культуру государственную. В данном отношении многое им удалось, они оставили после себя значительный культурный задел, но органичного синтеза не получилось… Потому что культурный фундамент конструкции оставался расколотым. Расколотым же он оставался потому, что в большое, государственно организованное общество были перенесены модели жизнеустройства локально-племенных, догосударственных миров». [7], – справедливо отмечают авторы книги «История России: конец или новое начало?»
Сбор дани. Картина Рериха.
Обособленность пришлой, варяжской части общества обуславливалась тем, что варяги – князья и дружина, долго жили как бы подвижным лагерем в стране, не расселялись среди туземного населения. Вот как описывает древнерусское общество М.П. Погодин: «Варяги в продолжение периода, рассмотренного нами (862–1054), были почти совершенно отдельным племенем от славян – они были вместе, но не сплавлялись, НЕ СОСТАВЛЯЛИ ОДНОГО НАРОДА: это были две реки, которые пали одна в другую, но еще не слили вод своих. Варяги имеют свою особую историю или, лучше сказать, одни составляют ее. Так я и рассматривал их. Влияние варягов на славян было более наружное: они образовали государство… Славяне платили дань, работали – и только, а в прочем жили по-прежнему. Влияние славян на варягов было более внутреннее, которое обнаружилось вполне уже в следующем периоде. ТОГДА ОБА ЭТИ ПЛЕМЕНИ СОЕДИНИЛИСЬ В ОДИН НАРОД, т. е. варяги сделались славянами, приняв их язык, хотя и оставались их правительством. Тогда получают они одну общую историю.»[8]
Итак, варяги образовали древнерусское государство и составили его правящий класс. Они – первые купцы, первые посредники между славянскими и финскими племенами и греками, первые христиане. Варяги же приглашают иноземных мастеров искусств и других ремесленников(пока своих еще не было). Искусство начинается на Руси вместе с христианством. Отсталость покоренных племен, их быт и условия жизни обусловили отношения завоевателей-варягов и туземного населения. Дружина на Руси имела другой характер, чем на Западе. В Западной Европе дружинники, после завоевания территории Римской империи, стали богатыми земельными владельцами, что привело к возникновению в дальнейшем феодального строя. На Руси же княжеская дружина получает совершенно другой характер. Дружиннику не нужна была земля без цивилизованного населения: такая земля не представляла ценности, отсталое туземное население в любой момент могло уйти в другие пустынные места. Жить дружиной при князе в такой стране было выгодней, чем жить отдельно, самостоятельным владельцем. А поскольку свое владение не привязывало дружинника к стране, то он в любой момент, забрав награбленное и заработанное на службе у князя добро, мог уйти в другие места. Князь же всегда оставался. Вот почему на Руси так огромна роль князя – хозяина всей земли, который, со временем становится господином даже для варягов.