Размер шрифта
-
+

Дверь в иврит - стр. 9


Давайте подведем итог и вспомним все местоимения с суффиксами, которые мы выучили:


ли́ – мне


шели́ – мой


оти́ – меня


ала́й – обо мне


эла́й – ко мне


миме́йни – от меня


ити́ – со мной


эцли́ – у меня


бишвили́ – для меня


беацми́ – я сам


бильада́й – без меня


альяди́ – рядом со мной


лифана́й – передо мной


ахара́й – за мной

Суффиксы, присоединяемые к существительным

Суффиксы, с которыми мы познакомились только что на примере местоимений, употребляются и с существительными.


Примеры:


ави́ – мой папа

ими́ – моя мама

бни – мой сын

бити́ – моя дочь

бне́ха – твой сын (обращение к мужчине)

бнех – твой сын (обращение к женщине)

битха́ – твоя дочь (обращение к мужчине)

бите́х – твоя дочь (обращение к женщине)

бана́в – его сыновья

мори́ – мой учитель

авоте́йну – наши отцы (употребляется в значении «праотцы»)


Примеры:


ави́ корэ́ эт hа-се́фер hа-зе – мой папа читает эту книгу

ахоти́ оhе́вет эт hа-мора́ шела́ – моя сестра любит свою учительницу

бите́х яфа́ – твоя дочь (обращение к женщине) красивая

бни оhе́в сфари́м – мой сын любит книги


Хорошая новость состоит в том, что в обычной речи такая форма употребляется редко. Можно иногда услышать «ими́», «ави́», «бни́», «бити́», но чаще все же говорят просто «и́ма шели́», «а́ба шели́», «бен шели́», «бат шели́».

Смихут

Положись на меня


Возьмем еще одно новое слово:


ба́йит – дом


А теперь выучим, как будет «школа»:


бейт-се́фер – школа


Если это словосочетание дословно перевести с иврита, то оно будет означать «дом книги». Логично, конечно.

Но постойте… Как бы мы сказали «дом книги» на иврите? ба́йит шель се́фер.

Что же случилось со словом ба́йит? Почему оно превратилось в более короткое бейт, и куда исчезло шель?

Мы имеем дело с так называемым смихутом, довольно распространенным в иврите явлением. Смихут означает объединение двух слов для выражения нового понятия, при этом первое из их может изменяться и принимать как бы сокращенную форму. Cлово смиху́т происходит от корня самах, выражающего понятие опоры и поддержки. То есть, эти два слова как бы опираются и полагаются друг на друга.

Как будет во множественном числе?


бати́м – дома


а «школы»? бати́м шель се́фер? Нет!


бате́й-се́фер – школы


Итак, еще раз соберем все вместе:


ба́йит – дом

бати́м – дома

бейт-се́фер – школа

бате́й-се́фер – школы


Обратите внимание, что при переходе во множественное число меняется только первое слово, а второе остается как было.


Еще пример:


ган – сад

гани́м – сады

ган-елади́м – детский сад (вместо ган шель елади́м)


Слово ган в единственном числе в смихуте не сократилось, но только потому, что ему было уже некуда сокращаться.

Страница 9