Думаю о России. На крутом повороте - стр. 15
Первый – кто, каким образом может стать литератором и насколько он будет полезен для общества.
Второй – как влияет литература (и, может быть, её творцы) на развитие личности субъектов, и, отсюда, как поставить вопрос о её изучении не только в школе, ВУЗе, но и после оных.
Издревле известно, что не всякий «писака» – литератор от Бога. Но это не значит, что есть некий высший суд общества (кроме, быть может, оценки соответствия произведения уровню образованности и нравственности нации), который смог бы осудить и запретить тот или иной вид литературной деятельности, кроме, конечно, той, что нарушает или призывает к нарушению прав человека, либо Конституции Государства.
Поэтому, обеспечить всех равными правами для издания своих трудов можно, а вот воспитывать вкус у читательской аудитории должно. Речь не идёт о навязывании вкусов одних другим. Нет, но необходимо поднимать уровень как самооценки, так и оценки литературных произведений на высокий нравственный уровень на основе всеобщего развития этой нравственности. Речь не идёт о жанрах и стилях (тут у каждого своя форма выражения и восприятия чувств человеческих и тех или иных событий). Даже сказки или фантастические литературные произведения могут играть большую роль (выполнять высокую духовную задачу, миссию) в деле развития нравственности. Не в стиле, а в сути дело.
То же можно говорить о различных жанрах искусства (музыке, театре, кино). Все формы хороши, если они наполнены высокой духовностью (или хотя бы «какой-нибудь»). Необходимо и здесь формирование нравственной базы для развития вкуса. Речь не идёт ни в литературе, ни в искусстве о необходимости запрета какого-то жанра. Всё может позволить себе человек: и посмеяться, и поплакать, и пофантазировать. Но цель одна – он должен задуматься; так или иначе цель литературы и искусства заставить душу работать (даже когда она смеётся и поёт), то есть делать человека не безразличным ко всему и ко всем. Таким образом, особых задач в программе нравственного возрождения России у литературы и искусстванет, они были и остаются теми же – делать человека чище и лучше. То есть степень развития этих «духовных ремёсел» определяет духовный потенциал и способствует нравственному развитию общества.
1.4. О неизбежности победы разума над суетой сегодняшнего дня
20—21.03.93
Сегодня в России тяжёлый период, он характерен многовластием (даже не двоевластием). Народ устал, напуган «экономическим чудом» – приватизацией и попросту экономическим бандитизмом. Ему уже некогда трезво взвешивать и разбирать новые теории и завалы в экономике путём реформ. Он только думает, как выжить, устоять, не попасть на гражданскую войну. Немногие (и не напрасно) боятся «попасть» под фашистскую диктатуру (худшего разрушителя нравственности трудно себе представить и для страны, и для мира в целом).