Драматургия фильма - стр. 54
Это – как правило. В девяноста пяти с половиной процентах!
Но, как всегда в искусстве, мы находим в кинематографе исключения. В фильме Сиднея Люметта «12 разгневанных мужчин» соблюдено единство времени и места: история происходит в течение одного дня и почти вся в одном помещении – в комнате присяжных заседателей, из которой они не могут выйти, пока не вынесут вердикт – от него зависит жизнь подсудимого. Тем не менее, эта картина – совокупность нескольких эпизодов, каждый из которых состоит из ряда сцен.
А посмотрите… или лучше рассмотрите с этой точки зрения фильм А.Хичкока «Веревка» – там тоже вся история разворачивается на одной площадке и, по сути дела, в режиме реального времени. Попробуйте определить, на сколько эпизодов и на какие сцены внутри них эта картина делится.
Необходимо отметить также, что при всем сказанном эпизод в редчайших случаях может состоять и из одной (или почти из одной) чрезвычайно развернутой сцены (сцена в гостиничном номере Патриции – «На последнем дыхании» Ж.Л.Годара).
Но поспешим ещё раз подчеркнуть, все эти случаи – исключения. Как правило, эпизод – это смена сцен, сопровождаемая сменой трех единств.
Следующее свойство кинематографического эпизода:
д) драматургическая завершенность – самое главное и незыблемое: в отличие от кадра и сцены эпизод являет собой структурную единицу не открытую, а в значительной степени закрытую, самодостаточную.
Данное свойство эпизода – сосредоточенность внутри себя – в неодинаковой степени бывает выражено в разных по жанру драматургических построениях: в фильмах приключенческих остросюжетных эпизоды в большей степени служат развитию сквозного действия, в фильмах же более сложных по сюжету они превращаются в законченные новеллы со своим собственным сюжетом («Андрей Рублев», «Сладкая жизнь», «Амаркорд»).
Но в любом случае эпизод фильма по своей функции двояк (антиномичен) – с одной стороны, по своей композиции он закончен, а с другой – является частью кинокартины, ступенью в развитии ее сюжета.
Отсюда – характерная особенность построения >финала
эпизода: если эпизод не является последним в фильме, финал его тоже двояк – он >завершает историю
и, вместе с тем, в нем сохраняется или возбуждается >новый интерес
, требующий продолжения, перекидывающий мостик в эпизод следующий.
Так, первый, идущий после пролога, эпизод фильма «Храброе сердце» (1996, режиссер и исполнитель главной роли Мэл Гибсон) посвящен трагической истории любви шотландского парня Уоллеса и девушки Марен. Эпизод заканчивается сценой мести Уоллеса английским солдатам за смерть своей любимой. Начальник отряда англичан жестоко убит – восстание шотландцев началось, Уоллес кричит: «Шотландия свободна!» Горит английский деревянный «острог». На этом заканчивается первый эпизод. Но зритель понимает, что до свободы Шотландии еще далеко, он ждет того, как отреагирует на происшедшее королевская власть. И в самом начале следующего – второго эпизода, фильм переносит нас в Лондон: король получает известие о «разбойнике» Уоллесе и посылает своего сына с войском на подавление восстания…