Размер шрифта
-
+

Драматургия фильма - стр. 52

Фильм делится на эпизоды.

Из кирпичей строится стена, из стен – этаж, из этажей – дом.

Из кадров составляется сцена, из сцен – эпизод, из эпизодов – фильм.

Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнано, как деление их на сцены.

Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды.

Часто авторы картин сами настаивают на определенности их поэпизодной композиции. В таких произведениях структура выглядит очень выпуклой. Фильм «Андрей Рублев» состоит из эпизодов-новелл. На главы поделены картины Ларса фон Триера «Рассекая волны» и «Догвилль». Три эпизода с названиями находим мы в фильме «Криминальное чтиво». Три эпизода в картине «Беги, Лола, беги!».

В чем преимущество подчеркнутой, выявленной структуры кинокартины или сценария?

В большей выразительности. Известно, что лицо человека с определенными, резкими чертами лица более выразительно, чем лицо с чертами размытыми, неопределенными.

В лучшей воспринимаемости зрителями этапов движения сюжета, а через него – этапов развития идеи.

Есть и практический смысл для кинодраматурга делить свое произведение на эпизоды:

– сценарий отделывается по частям, что дает возможность автору доводить каждую часть до возможного совершенства;

– возникает процесс постепенного выстраивания здания драматургического произведения – ведь сценарий именно строится (что очень важно знать начинающему кинодраматургу), а не просто пишется;

– появляется возможность достижения соразмерности частей произведения между собой, что способствует стройности композиции сценария и согласованию каждой его части с целым.

Даже когда профессиональные авторы не заявляют поэпизодную структуру своих фильмов, их работы легко делятся на отдельные большие части. Картина «Полет над гнездом кукушки» М.Формана, к примеру, распадается на пять эпизодов, а фильм П.Гринуэя «Отсчет утопленников» с четырьмя мужчинами-утопленниками – на четыре эпизода.

Чрезвычайно органично выглядит поэпизодная структура в картинах, сюжет которых основан на мотиве дороги (road-movie) – «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Пугало» Д.Шацберга, «Последний наряд» Х.Эшби – каждое пребывание героев на новом месте оформляется как очередной эпизод.

Однако порой конструктивное построение вещи не столь отчетливо, и тогда разделить ее на эпизоды не так-то просто. И все же деление таких фильмов на большие законченные части (если их сценарии выполнены на профессиональном уровне) внутренне в них заложено. В подобном случае нужно различить расставленные по всей картине подчеркнуто напряженные моменты –

Страница 52