Размер шрифта
-
+

Драматургия фильма - стр. 48

В уже упомянутом замысле Андрея Тарковского – фильме-экранизации «Гамлета» режиссер намеревался изменять по ходу развертывания одной и той же сцены не только место, но и время её действия. Он записывал в своем дневнике: ««Гамлет». Король – Юсефсон. Тень Отца – фон Сюдов. Встреча с Тенью: замок имеет разрушенное крыло, от комнаты к комнате всё более и более. Кончается всё совершенно разрушенной залой без потолка, заросшей кустами, где Гамлет и встречает Тень своего отца. Днем. (Хотя проход начался ночью и в темноте). При ярком рассеянном свете, когда различима каждая черточка и морщинка на лице»[47].

Очень редко, но бывает, что >меняется и время. Героиня фильма М. Хуциева «Июльский дождь» говорит по телефону: судя по изменениям в одежде девушки, происходит не только смена времени дня, но и времени года; она все говорит >без перерыва – это одна сцена!

В стремлении быть щепетильными уточним:

Сцена – это часть сценария или фильма, отмеченная единством действия.

Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена.

Другой принцип деления сценарного текста мы находим в американской системе записи, некоторые особенности которой используют подчас в нашей стране, – каждое изменение места и времени действия, а также места съемки отбито соответствующим заголовком.

Например:

«Интерьер. Покровский храм. День».

И затем:

«Интерьер. Покровский храм. Вечер».

И еще:

«Натура. У Покровского храма. Вечер».

Чаще всего подобное разделение текста сценария совпадает с делением, где решающим признаком является смена действий. И тогда перед нами действительно разные сцены. Но порой рабочие обозначения объектов с внутренней структурой сценария не совпадают, и тогда мы под одним и тем же грифом находим несколько разных драматургически разработанных сцен.

Видимо, следует различать кинопроизводственное понятие «объект» от чисто сценарного понятия «сцена».


Свойства киносцены

Сцена, в отличие от кадра, – уже не неделимая единица структуры фильма, поэтому мы в ней находим свойства, кадру не всегда присущие.

Наиболее явно обнаруживаются свойства кинематографической сцены при ее сопоставлении со сценой театральной.

Каковы же свойства кино сцены? Это:

– многоточечность (термин С.Эйзенштейна): действие сцены, как правило, воспринимается зрителями не с одной, как это происходит в театре, а с разных точек зрения: «от автора», с точки зрения одного персонажа, другого, третьего; спереди, сбоку, сзади, сверху… Так же записывается кинематографическая сцена в сценарии, например:

«Сергей стоит у окна.

Он видит сверху, как Катя подходит к подъезду, останавливается в нерешительности, потом медленно поворачивается и, словно торопясь куда-то, быстро уходит.

Страница 48