Размер шрифта
-
+

Драматургия фильма - стр. 50

И еще один вид сцен:

– флэш (от англ, flash – вспышка) – быстрый монтаж коротких кадров; различаются

«флэш» в настоящем времени: «Победа!» – слышится крик солдата в «Ивановом детстве», и вслед за этим пятнадцать кадров проносятся перед нами за 15 секунд;

«флэш-бек»(flash-back) – быстрый монтаж кадров происшедшего в прошлом – в «Бойцовском клубе» Д.Финчера – представление героя о том, как взорвалась его квартира;

«флэш-фьючерс» (flash-futures) – что произойдет или что могло бы произойти в будущем: многочисленные фантазии героини фильма Тома Тыквера «Беги, Лола, беги!» о встречаемых ею персонажах.

Начинающим сценаристам и режиссерам следует помнить, что лучше строить свою вещь из сцен, не в одинаковой степени разработанных. Отличный пример в этом отношении – фильм Ж.Л.Годара «На последнем дыхании».

б) сцены различаются и по своим функциям:

– экспозиционная – упоминавшаяся уже первая сцена «Жертвоприношения»;

– информативная – в такой сцене отсутствует видимое действие, ее функция – информировать зрителя о чем-то уже случившемся; как это происходит в сцене из сценария «Траффика»: «Детский приемник-распределитель, Цинцинати. Кэролин Вэкфильд лежит на нарах в камере. У нее на ногах тюремные тапочки, ее пояс отобран. Кэролин нехорошо, у нее похмелье». Все.

– ретроспективная – сцена клятвы на кресте Малого князя в «Андрее Рублеве»;

– поворотная – в ней происходит важнейший сюжетный поворот: в разоренном Успенском соборе Андрей Рублев объявляет о своем отказе от иконописания и об уходе в безмолвие;

– кульминационная – в фильме «Полет над гнездом кукушки» М.Формана сцена, в которой Мак-Мэрфи не бежит через открытое окно психлечебницы, медлит, а затем бросается на медсестру Рэчет;

– финальная – последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия;

– существует еще такое понятие, как главная сцена фильма – в ней происходит решающее событие, слом течения сюжета. В картине Патриса Шеро «Королева Марго» это, конечно же, сцена Варфоломеевской ночи.

в) сцены следует различать и по уровню разработанной в них конфликтности: действие в развернутых и фрагментарных сценах рекомендуется чуть ли не в обязательном порядке строить на конфликтной основе (о видах конфликта смотри далее – в соответствующем разделе темы «Сюжет»).

г) сцены различаются по характеру места действия и съемки:

– павильонные – снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;

– интеръерные – снятые в существующих помещениях;

– натурные – снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).

Здесь мы имеем дело не только с техническим вопросом. Различия эти отражаются и на построении сцен (в частности, натурных), и на их чередовании. «Обычно трудно бывает соединить материал, снятый на натуре и в павильоне, если он идет большими кусками, блоками, – говорил Андрей Тарковский. – Гораздо лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны»

Страница 50