Дорога в Тридесятое царство
1
«Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет за плечами длительную историю эволюции, – нечто подобное следует ожидать и от устроения разума» (Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции… С. 317)>1; «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих» (Юнг К. Г. Человек и его символы… С. 113)>2. – Здесь и далее прим. авт., если не указано иначе.
2
Проéкция (от лат. projectio, «бросание вперед») – бессознательный процесс, защищающий собственное сознание от собственных же нежелательных проявлений, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр. Процесс проекции впервые описан Зигмундом Фрейдом.
3
Интроéкция (от лат. intro, «внутрь», и jacio, «бросаю, кладу») – бессознательный процесс, защищающий сознание от нежелательных проявлений внешнего мира, в результате которого внешнее ошибочно воспринимается как происходящее в самом индивиде: включение в свой внутренний мир чужих взглядов, мотивов, установок и пр., как если бы они были порождением собственного опыта. Термин впервые был предложен Шандором Ференци.
4
Конечно, я имею в виду Михаила Ломоносова и Коко Шанель. Эти примеры абсолютно случайны – просто они первыми пришли мне в голову.
5
Психопомп в дословном переводе с греческого означает «проводник душ». Это существо (дух, ангел, божество – например, Гермес), которое является глашатаем богов или посредником между богами-небожителями и подземными божествами, а также между богами и людьми. В аналитической психологии «психопомпами» именуются посредники между бессознательной и сознательной сферами души. Таким образом, это может быть и сам аналитик, и некая функция психики, а также образ из сновидения. В тотемных культурах роль психопомпа выполняют шаманы, в языческих – жрецы и волхвы.
6
«Тимей» – один из важнейших трактатов Платона, написанный в форме диалога и посвященный космологии, физике и биологии. Создан ок. 360 г. до н. э.
7
Далее в книге вы будете встречать два варианта написания слова герой: написанное с заглавной буквы, оно будет означать одноименный архетип, выделенный Юнгом, а со строчной – «героя» в общепринятом смысле, т. е. главное действующее лицо повествования.
8
Слово «сознание» в данной работе далее будет встречаться в двух вариантах написания: с заглавной буквы – как обозначение архетипа и со строчной – в общепринятом смысле.
9
Трансцендентный – лежащий за пределами опыта, недоступный познанию, непостижимый для разума; запредельный. Трансцендентная функция представляет связь между реальными и воображаемыми или рациональными и иррациональными данными, перекидывая тем самым мост через пропасть между сознанием и бессознательным. Юнг рассматривал трансцендентную функцию как наиболее значимый фактор в психологическом процессе. Он подчеркивал, что она появляется в результате конфликта между противоположностями, но не задавался вопросом, почему это происходит, сосредоточиваясь вместо этого на вопросе зачем. Он полагал, что на этот вопрос можно скорее ответить на языке психологии, нежели с помощью понятий религии или метафизики. Трансцендентная функция является существенным компонентом саморегуляции психического. Проявляясь по большей части символически, она переживается как новая установка к жизни и к своему носителю (Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии… C. 223–225)>9.
10
От др.-греч. ontos («сущий») и genesis («зарождение»).
11
От др.-греч. phylon («племя, раса») и genesis («зарождение»).
12
Первый же закон, худо-бедно регламентирующий мирскую жизнь русославян, – «Русская правда» Ярослава Мудрого – появился на сто пятьдесят с лишним лет позже возникновения Рюрикова государства и на двадцать лет позже принятия византийской веры.
13
Само собой разумеется, термин «отцовская любовь» тоже является описательной конструкцией; такой любовью может любить и мать, и бабушка, и любой другой человек. Определяющим моментом здесь является казуальность отношения: не «за просто так», а «за что-то».
14
Правда, с прискорбием надо сказать, что Корейко угодил в другую архетипическую ловушку – он идентифицировался с Кощеем, который чахнет над златом, не имея никакой возможности им воспользоваться. Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим в главе о Герое.
15
Нумино́зность (от лат. numen – «божество», «воля богов») – понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.
16
Есть варианты этой сказки с другими надписями, но именно этот вариант является самым древним, так как отец Ивана в нем – царь Берендей, а не более поздний Выслав. Берендеи, они же половцы, – кочевые племена в южнорусских степях, исчезнувшие после XIII века.
17
Инициация (от лат. initiatio – «посвящение») – общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. Инициация характерна для первобытных культур, в которых посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума является важнейшим этапом социализации личности. В юнгианстве инициация – это переход индивида из одного статуса в другой. Случается это тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки привычным паттернам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию.
18
В более поздних вариантах сказки царица присутствует, однако ее роль все равно лишь номинальна.
19
Этот эпитет принадлежит в «Повести временных лет» полумифическому певцу Баяну, разговор о котором пойдет в следующих главах.
20
Сажень – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,134 м).
21
В отличие от Героя предыдущей главы, с выбором этой дороги Илья все равно не может перестать отождествлять себя с архетипом богатыря: все другие пути для него, увы, закрыты.
22
Слово «князь» тоже нормандского происхождения, от др. – германск. kuning – «предводитель воинов», как и титуловали Рюрика.