Дорога в Тридесятое царство - стр. 79
Так как никаких древлянских сказаний, увы, не сохранилось, мы сможем исследовать проекцию только поляно-словенской Тени, которая падает как раз на лесных обитателей. И вот теперь мы можем наконец вернуться на главную тропу повествования.
Итак, Юнг назвал архетипом Тени совокупность всех бессознательных аспектов личности, что так противны Сознанию, сумму всех неприятных, отталкивающих, невыносимых качеств. Это все то, чем мы так не хотели бы являться. Да, Тени незнакомы правила хорошего тона, ей неизвестны благопристойные манеры и приличия, ей не то что безразличны, а попросту неведомы морально-этические воззрения Эго. Право слово, попробуйте объяснить дикарю, что человеческие жертвоприношения – это плохо, а приниматься за акт каннибализма, не помыв руки, – это вообще черт знает что такое!
Хотя Тень всегда является возмутителем нравственного закона, недругом, оккупантом, чертом, соперником, губителем благих сознательных намерений, уничтожителем благоприятного представления о себе, она вовсе не тождественна Злу. Она лишь содержит элементы, которые Эго вслед за семьей, коллективом, культурой, нацией воспринимает как «зло». Однако мы с вами понимаем и помним, что все понятия относительны. В сознании людей XXI века убийство – безусловное зло, но всего пару столетий назад порицаемым было не вызвать обидчика на дуэль. Сто лет назад (а в нашей стране и того меньше) откровенное выражение женщиной сексуального интереса считалось крайне предосудительным, пятьсот лет назад ее бы вовсе сожгли на костре как ведьму, в то время как ныне женская сексуальность практически возведена в культ.
Тень сложно как поймать, так и описать, ведь она не представляет собой никакого единства, монолита, целокупности. Она состоит из огромного множества различных по значению, величине и влиянию на Эго фрагментов. Проще говоря, в каждой душе как отдельного человека, так и нации, и человечества в целом одновременно проживают тысячи тысяч всевозможных «непотребств». Поскольку каждое из них Сознание наделяет мощным отрицательным эмоциональным зарядом, положительный полюс укореняется в бессознательном. Тот фрагмент Тени, что был подкреплен не только общественным мнением, но также усилен индивидуальной историей, становится своего рода автономной программой, не подчиняющейся Сознанию и плюющей с высокой колокольни на жалкие потуги Эго, играющего в «Царя горы».
На самом деле противопоставление добра и зла – заблуждение Эго, заблуждение вынужденное, так как иначе Человек не стал бы разумным – сознательным. Джеймс Холлис в своем труде, посвященном Тени