Дорога в Тридесятое царство - стр. 80
Я совсем не жадная? Ни на йоту? Несмотря на то что я человек и все человеческое, по определению, должно быть мне не чуждо? А почему я сделала вывод о своей щедрости? Ответ очевиден: потому что увидела жадных Других. Только так, и никак иначе! Сознание, мы помним, работает по принципу различения противоположностей. Я осудила этих скряг, а сама в этот момент возрадовалась, вознеслась, оторвалась от земли: уж я-то не такая! Выходит, жадные Другие мне чрезвычайно полезны, пускай даже мне так редко дают то, о чем прошу, – это моя плата за проекцию. Зато в них, в Других, скрягах и сквалыжниках, – залог моей щедрости, а значит, гарантия моего хорошего к себе отношения. Но на самом деле в них – моя собственная жадность.
Сознанию Тень рисуется мусорной свалкой, однако для храброй и чуткой души она в большей степени представляет собой тайник с сокровищами. Там спрятаны великие нереализованные возможности. Представьте себе потайную комнату в старинном доме, двери которой не отворялись лет двести. Пускай это даже никакая не сокровищница, а просто чулан. Все его содержимое было для хозяев рухлядью и хламом, который просто позабыли выбросить. Зато сейчас для нас это антиквариат баснословной ценности! Точно так же в раннем детстве каждый из нас под давлением норм и принципов ближайшего окружения, культурных сознательных модусов и безусловных правил снес в чулан собственной души множество чувств, влечений и страстей.
Возьмем для примера… да вот хотя бы зависть. Это однозначно теневое чувство, все мы знаем, что испытывать его стыдно, плохо, недостойно и т. п. Но как только мы безоговорочно уверовали в греховность и недопустимость в своей душе зависти, мы тотчас стали ее рабами. Ибо, как заметил Юнг, отвергаемое имеет тенденцию приходить к нам извне в виде судьбы. Если я не призна́ю в себе зависть, это значит, что я буду завидовать вдвойне, втройне, десятикратно! Только неприязнь к объекту зависти я буду объяснять себе какими-нибудь другими «рациональными» доводами.