Дорога в Тридесятое царство - стр. 78
Противостояние полян и древлян в IX – первой половине Х вв. описывает Нестор. Естественно, характеристика языческого племени (крестить древлян было сложнее всего: поди-ка, перелови их по лесам и болотам!) у летописца-христианина весьма нелестна: «А древляне жили звериным образом, по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не было, но умыкали у воды девиц»>44. Вторит ему и Карамзин: «Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностию между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов темных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга; не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц»>45.
Как мы видим, автор «Истории Государства Российского» практически цитирует Нестора, но это и немудрено, ведь к моменту написания его труда о древлянах ничего достоверного сказать уже было невозможно. Однако безоговорочно верить в этом отношении летописцам сложно, ведь сам Нестор был полянином и, конечно, превозносил свой род превыше иных славянских племен, тем более превыше супротивных обитателей Леса. Да и о какой «кротости нравов», о какой «святой обязанности брака» можно говорить вообще в те времена! Даже и в более позднюю раннехристианскую эпоху на Руси князья – и киевские, и новгородские, и все остальные – имели если и не по нескольку официальных жен, так множество наложниц. А уж жестокость, с которой кромсали и жгли «поганых», то есть язычников, не уступала инквизиторской. Вспомните сцены расправы над «идолопоклонниками» в «Андрее Рублеве» Тарковского. Думается, древляне, в свое время и в свою очередь, были уверены как раз в том, что именно поляне со словенами живут жизнью неправедной, убивают друг друга, дикари, за еду, женщин и бесполезные куски металла, в то время как Мать Земля и Великий Лес дают человеку все необходимые щедроты задаром. На самом деле и те, и другие были одним миром мазаны.
Подобное взаимное неприятие бывает вызвано даже не политическим или религиозным противостоянием: это в большей степени естественный психологический процесс, известный нам как проекция, – в данном случае в этническом масштабе. Это явление мы можем воочию наблюдать и в нашем столетии; не буду приводить конкретные примеры, они и так общеизвестны. Наделение отличного от себя, и все же столь похожего, Другого всеми неприемлемыми для собственного Эго качествами есть работа архетипа Тени.