Дорога в Тридесятое царство - стр. 64
И возвращаясь непосредственно к теме «нетипичного героя», по причине вышесказанного, мы рассмотрим «старины» именно об Илье Муромце, так как цикл из почти пятидесяти былин о нем охватывает всю его жизнь до самой смерти, представляя законченный гештальт.
До тридцати трех лет Илья был калекой:
Невозможность владения конечностями сближает Илью Муромца с игошей – демоном славянской мифологии, безруким, безногим уродцем (о нечисти мы подробно поговорим в следующей главе). Таковыми, по преданию, становились дети, проклятые своими родителями. Родительское проклятие здесь является символом отказа принять некую часть души сына или дочери, те их особенности и самобытные качества, что не укладываются в фантазию родителей о «нормальном ребенке». В данном случае это богатырская сила Ильи, которая совершенно точно ни в какие «нормы» не вписывается. Спасти про́клятого ребенка, превратившегося в игошу, могут только чужие люди, так как родители, согласно мифу, его не видят. Если перенести данную сказочную метафору в аналитический процесс, речь идет о том, что родители как раз видят эту «неугодную часть», но воспринимают ее как уродство, которое нужно прятать и скрывать.
Таким «чужим» для реального человека может стать психоаналитик, который будет искать отверженную некогда часть души. Для Ильи Муромца в былине «чужими» становятся трое странников – «калик перехожих». В былине они недаром появляются в отсутствие обоих родителей, то есть пока Материнский и Отцовский комплексы дремлют. Странники просят милостыню или хоть чистой водицы испить, но Илья объясняет, что не может встать и поднести им чарку.
Важно то, что старцы тоже «калики». Это слово имеет два значения: первое (от латинского слова caligae, «обувь») – это паломники по святым местам, распевающие духовные песни и просящие подаяние, второе – увечные, изуродованные, раненые, хромые люди. В разных версиях былины калики описываются то как могучие молодцы, то как такие же, как и Илья, калеки. Чрезвычайно важно для анализа учитывать оба этих образа, так как только из их соединения можно получить нужный архетипический сплав. Именно их объединение дает трансцендентный образ «раненого целителя» – того, кто только и может исцелять, так как собственными ногами прошел путь от болезни к здоровью: они тоже были калеками, но стали молодцами могучими.
Символ обуви, присутствующий в этимологии слова «калика», здесь тоже неслучаен. Его можно понимать как следующую психологическую метафору: обувь защищает и оберегает то, на чем мы стоим, наши ноги. В архетипической символике ноги олицетворяют подвижность и свободу. В этом смысле иметь обувь для защиты ног – значит быть уверенным в своих убеждениях и иметь возможность действовать исходя из них: «Не имея “обуви” для души, человек не способен справиться с внешними обстоятельствами, требующими проницательности, здравого смысла, осмотрительности и жесткости. В древности обувь была также символом власти: правители имели ее, рабы же нет»