Размер шрифта
-
+

Дорога в Тридесятое царство - стр. 65

.

Старцы повторно просят Илью принести воды. Тем самым они ставят под сомнение его немощь. То же делает «чужой»-психолог. Просто поразительно, какой мощный эффект на душу клиента подчас оказывает простая демонстрация сомнения в том, что он на самом деле настолько слаб, труслив, глуп, несамостоятелен, неталантлив, как привык об этом думать. После повторной просьбы Муромец встает и приносит воды – новая вера получает подкрепление. Калики поят этой же водой самого Илью, и от нее он получает силу богатырскую, такую, что если бы

От земли столб был да до небушки,
Ко столбу было золото кольцо,
а кольцо бы взял, святорусску поворотил>29.

Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вероятно, речь здесь идет о предотвращении психологической инфляции. Проще это состояние можно назвать одержимостью. Речь идет о том, что некая впервые обретенная способность или возможность легко может вскружить человеку голову. Это то состояние, когда очарованная новой ли способностью, степенью ли свободы или достижением личность как бы выходит за пределы своих собственных границ за счет идентификации с Персоной (раз уж я директор, так пусть и домашние предо мной на цыпочках ходят – вот и распалась семья) или, в патологических случаях, даже с исторической или религиозной фигурой.

Очень и очень многие «икары» именно так и сложили свои головы. Например, общеизвестная статистика: большинство автомобильных катастроф случается по вине водителей, недавно получивших права, из-за эффекта под названием «кураж первого года вождения». Самые же известные примеры в мифологии – это, конечно, Икар и Фаэтон. Первый настолько увлекся полетом, что позабыл об отцовском предупреждении, взмыл в небо так высоко, что солнце расплавило восковые крылья, и юноша погиб. Второй тоже пришел в неописуемый восторг от управления отцовской солнечной колесницей, слишком близко приблизился к земле, так что она запылала, и Зевсу пришлось сразить юного возницу перуном.

Юнг обозначает такое состояние термином «Мана-личность» – пребывание Эго в фантазии об обладании сверхъестественной силой, присвоение себе чего-то такого, что ему вовсе не принадлежит. В этом случае человек обречен на выгорание. Представьте себе священника, который вообразил, что он на самом деле вещает от имени Бога; врача, который решил, будто только от него одного зависит жизнь пациентов; полицейского, уверенного, будто лично он и есть закон, а посему вправе вершить правосудие по своему усмотрению. Такие люди либо нанесут себе и окружающим непоправимый вред, либо попадут в тюрьму, либо в психиатрическую клинику. К счастью, калики постарались предотвратить такой поворот событий в жизни Ильи Муромца.

Страница 65