Дорога в Тридесятое царство - стр. 62
Более того, я рискну предположить, что «нетипичный герой» является общим восточнославянским макро-паттерном. Русские люди гордятся тем, что наша страна имеет огромные ресурсы, великий потенциал. И этого достаточно. Реализовывать его вовсе необязательно. Все победы приносятся в жертву комплексу – Матушке Земле Русской.
Однако Никита Кожемяка отнюдь не главный богатырь русской мифологии. О нем рассказывается только в одной сказке. А сказочные персонажи и герои мифов и легенд (включая былины), имеют существенные отличия, в том числе и с точки зрения аналитической психологии. В сказках у героя нет чувств и переживаний, ничего не говорится о его мыслях, сомнениях, страхах, надеждах. Сказочный герой, по словам одной из самых известных юнгианцев Марии-Луизы фон Франц, либо весь белый, либо абсолютно черный>21. Дело в том, что сказка по сравнению с мифом или легендой пересказывается намного чаще, а при многократном пересказе истории обедняются и схематизируются. Сказочный герой действительно полностью схематичен. В былинах же, как и в любом другом, более развернутом мифологическом материале, мы постигаем базисные паттерны человеческой психики глубже, они видны не так ясно и четко, как в сказках, так как содержат куда больше специфического «неочищенного» культурного материала, зато дают возможность понять чувства и движущие мотивы Героя.
Поэтому, чтобы рассмотреть «нетипичный героический паттерн» глубже, мы и обратимся к былинам. В данной главе мы будем говорить о былинах так называемого Киевского цикла. Существует еще и не менее интересный Новгородский цикл, но его персонажи в большей степени описывают архетипы Трикстера (ловкача, шутника и обманщика) и Персоны.
Все былинные Герои Киевского цикла констеллируются вокруг князя Владимира Красное Солнышко, составляя его дружину. Здесь важно отметить разницу между реальной исторической личностью Владимиром Святославовичем или, как его еще называют, Владимиром Равноапостольным (Красное Солнышко) и Владимиром Всеславьевичем (также Красное Солнышко) – былинным персонажем. Как мифологический персонаж, сам князь никаких подвигов не совершает и прав называться богатырем не имеет. Он просто владеет миром, он Всеславьевич – сын великой Славы и, кстати, рабы Меланьи, ключницы княгини Ольги.
Женат былинный князь на всецело вымышленном персонаже, которого в реальности никогда не существовало, княгине Апраксии. Слово апраксия с древнегреческого переводится как «бездеятельность, бездействие»>22. В медицине этот термин означает нарушение