Дорога без возврата - стр. 9
Начиная с конца XI века распределение потока идущих с востока на запад и с запада на восток товаров (а в год через Великий шёлковый путь перемещалось по разным оценкам от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов тонн разных грузов) начнёт стремительно меняться. В 1055 году пала династия Абассидов, единый халифат стал распадаться на отдельные государства. Началось вторжение сельджуков, которые халифат хоть и завоевали, но удержать не сумели. Единое мусульманское государство стремительно распадалось на отдельные эмираты. Война шла – все против всех… В новом варианте событий поток купцов быстро облюбует не корабельные пути через Индийский океан, а караванные тропы через Степь и славян: дольше, зато безопаснее. И в XII–XIII веках в Киев хлынет огромное количество предприимчивых и деятельных людей, купцов, разного рода авантюристов. И пусть это не сумеет повернуть процесс старения вспять – но позволит задержать распад на пару столетий.
Финансового кризиса, связанного с упадком торговли по Великому шёлковому пути, не будет. Русь дождётся зарождения русской нации, которая и начнёт новый культурный виток развития восточных славян. Китай в итоге окажется меньше знакомого нам, так как с одной стороны от него откромсают кусок энергичные степные ханы, а с другой – Корейский полуостров (княжество Корё) так и не станет вассалом и, по факту, провинцией Сыновей Неба. Когда Корё развалится от внутренних причин на несколько государств, тюркюты завоевать Корейский полуостров не дадут… А сами не смогут, им помешают китайцы и чжурчжени. Зато сам Китай так и не узнает вторжения чжурчженей, основавших династию Цзинь, не будет вторжения монголов Хубилай-хана, ненадолго основавшего в империи династию Юань. Национальная династия Мин придёт к власти намного раньше. Сохранится к XIII веку и островное торговое государство Шривиджайя, которое будет жестоко конкурировать с Паганским царством (сегодняшняя Бирма)… И с Японией. Активная морская торговля и достаточные финансовые вливания приведут к тому, что Острова солнца не окажутся отрезанными от остального мира. Жаждущие славы и богатства будут не резать друг друга в схватке за обладание страной, а смогут легко отыскать их в морских сражениях с флотилиями Шривиджайя или в набегах на континент… И как Европа трепетала при виде кораблей викингов, так и Азия будет трепетать при виде галер самураев.
Впрочем, нашего мальчика Жиля столь сложные проблемы не интересуют. Его куда больше волнуют мечты добиться высокого положения в обществе, жить не в обычной крестьянской избе-полуземлянке с земляным полом и стенами из жердей или дубовых плах, наполовину врытых в землю, а в богатой избе-срубе, или вообще переехать в город. Не обращает он внимания и на то, что ходит босиком, похожие на русские лапти плетёные из лыка башмаки получает только на зиму, а сапоги видел лишь на дружинниках барона. Да и одежду носит совершенно неудобную с точки зрения нашего современника. На голое тело все надевают нижнюю рубаху камизу, напоминающую тунику с длинными рукавами и доходящую до середины бедра. Поверх надевают котту, похожую на тунику без рукавов или с короткими рукавами, из более грубой ткани. А ещё Жиль мечтает о разрешённой богачам и дворянам приталенной котте до середины икры – а не как нынешняя деревенская одежда, обязательно выше колена и напоминающая просторный мешок. Да ещё чтобы нашлись деньги не на грубые домотканые, а сшитые портным удобные и тёплые штаны. Или что вместо штанов он сможет когда-нибудь носить модные и дорогие кожаные чулки, среди крестьян считавшиеся роскошью и излишеством.