Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550– 1920) - стр. 1
© Астапенко М. П., 2023
© ООО «Мини Тайп», 2023
Вступление
Донские казачьи атаманы… В разные периоды нашей истории это словосочетание вызывало разные ассоциации и разную эмоциональную окраску: от романтического восторга до резкого неприятия. Как бы то ни было, личности этих людей живших и действовавших на протяжении 370 лет (1550–1920) российской истории вобрали в себя все богатство событий и всю противоречивость не только истории Дона, но и прошлого нашей страны. В биографиях донских атаманов мы видим историю казачества.
Разными были они, атаманы, но общим являлось то, что все они были личности, ибо не обладай они выдающимися качествами, их никогда бы не признали своими лидерами, вожаками донские казаки.
АТАМАН… Так называли казаки своих предводителей, называли, часто не задумываясь над происхождением этого слова и его корнями. А в самом деле, что означает этот термин?
Одни источники утверждают, что слово атаман тюркского происхождения и означает «вожак», «главарь», «предводитель». Другие выводят его корни из глубокой старины, от народа хеттов и слово хетман означает предводитель[1]. Потом оно перешло в польский язык – «гетман», скандинавский «Heudman» и немецкий «Hauptman» – старший, главный человек[2]. «Атаманами (ватаманами), – писал донской историк Ис. Ф. Быкадоров, – еще в XIV веке назывались предводители ватаг (станиц) новгородских ушкуйников, промышлявших по рекам Каме и Волге и морям – Балтийскому, Белому и Хвалынскому (Каспийскому)»[3]. Подъячий Посольского приказа 60-х годов XVII века Григорий Котошихин, написавший книгу «О России в царствование Алексея Михайловича», касаясь термина «атаман», отмечал, что так у казаков назывались начальные люди[4].
Самое раннее упоминание этого термина в форме «ватаман» отмечено в грамоте новгородского князя Андрея Александровича[5]. Следующее документальное упоминание слова атаман относится к 1460 году, когда оно встречается в грамоте белозерского князя Михаила Андреевича[6]. Однако счет известным по именам, фамилиям и прозвищам донским атаманам мы можем начать только с середины XVI века.
Своих предводителей донские казаки (вольные люди) выбирали принародно, на казачьем кругу, высшем органе казачества. Рисуя образ жизни донцов в первой половине XVII столетия подъячий Григорий Котошихин писал: «И дана им на Дону жить воля своя, и начальных людей меж себя, атаманов и иных, избирают и судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу»[7].
Главным законодательным органом донского казачества был войсковой круг, на который собирались все взрослые казаки. В исторических документах сам термин круг появляется в 1554 году, когда донцы, «сведав, что царь Иван Грозный задумал поход на Астраханское ханство, приговорили в своем кругу вспомоществовать ему»[8]. Круг, собиравшийся обычно раз в год, весной, решал важнейшие вопросы казачьей жизни: объявление войны, заключение мира с соседними народами, прием в казаки, дележ государева жалованья, суд, отправление и прием посольств и другое.
Круг открывался в Главном войске (столице казачьего Дона) в торжественно-приподнятой обстановке, когда в его средину вносились бунчук[9]и войсковые знамена. Казачий сбор открывал есаул[10], возглашавший:
– А ну помолчи, атаманы-молодцы, атаман наш войсковой трухменку[11] гнет (т. е. снимает шапку, демонстрируя уважение к кругу и казакам)!
С появлением атамана начиналось обсуждение всех вопросов, которые волновали казаков. Когда начинались выборы атамана, различные партии выдвигали своих кандидатов.
– А любо ли вам, казаки, – обычно спрашивал у круга есаул, – избрать нашим атаманом войсковым такого-то и называл имя и фамилию претендента.
– Любо! Любо! Любо! – трижды возглашал круг, если кандидат подходил им, или «не любо!», если он не нравился большинству казачества. Войсковой атаман избирался обычно на год, после чего казаки могли вновь переизбрать его или заменить новым вожаком. Бывший атаман возвращался в среду рядового казачества, хотя и продолжал иметь определенный авторитет в определенной части казаков.