Размер шрифта
-
+

«До конца назначенного и творения нового». Зороастрийское происхождение иудеохристианской эсхатологии - стр. 12

Пророк Иоиль использует это выражение в связи с голодом, от которого страдает послепленная Иудея: «О, какой день! ибо день Яхве близок; как опустошение от Шаддая придёт он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома бога нашего – веселье и радость? Истлели зёрна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К тебе, Яхве, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил. 1, 15—20).

При этом выражение «день Яхве» может означать и наказание «богом Израилевым» враждебной ему человеческой гордыни в целом: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Яхве будет высок в тот день. Ибо грядёт день Яхве Воинств на всё гордое и высокомерное и на всё превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения. И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Яхве будет высок в тот день» (Ис. 2, 11—17).

При этом данное выражение в языке пророков продолжает обозначать победу Яхве над враждебными Израилю народами: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Яхве, ибо он близок – день тьмы (ḥošeḵ) и мрака (’ap̄ela), день облака («anan) и тумана («arap̄el)» (Иоил. 2, 1—2). В этот день Яхве лично выступит во главе божественного воинства против своих врагов: «Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют своё сияние (noga). И Яхве даст глас свой перед воинством своим (ḥelo), ибо весьма многочислен стан его (maḥanehu) и могуществен исполнитель слова его; ибо велик день Яхве и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоил. 2, 10—11).

В Книге пророка Иоиля в «день Яхве» после возвращения иудеев из плена происходит суд над народами в долине Иосафата: «Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь [в долину Иосафата]; туда, Яхве, низведи (hanḥat) твоих воителей (gibboreḵa)! Пусть воспрянут народы и взойдут в долину Иосафата; ибо там я воссяду, чтобы судить все окрестные народы. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что зло их велико. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Яхве к долине суда!» (Иоил. 3, 11—14).

Страница 12