Дневники режиссера. Кино о войне. Чухрай, Бондарчук, Быков, Ростоцкий, Герман, Озеров, Лиознова, Кулиш, Шепитько, Говорухин, Роговой, Смирнов, Рязанов - стр. 12
Был также дописан еще один эпизод: с матерью, которая выходит на дорогу и, вглядываясь в даль, ждет своего сына. После этого все в сценарии стало на свои места. Когда Михаил Ромм вновь взял его в руки и прочитал, он ему понравился безоговорочно. Именно он и предложил дать ему название «Баллада о солдате».
Между тем в отличие от Ромма руководству Главка по производству художественных фильмов «Баллада» не понравилась. Чухрая вызвал к себе руководитель Главка Александр Федоров. И стал горячо убеждать молодого режиссера в том, что после такого грандиозного успеха, какой выпал на долю «Сорок первого», Чухрай просто не имеет права браться за такой слабый фильм. «Люди ждут от вас чего-то такого же масштабного, значительного, а вы хотите снимать кино про безусого юнца, едущего с фронта в отпуск домой, – говорил Федоров. – И зачем едет-то: латать крышу матери. А ведь вы бывший десантник, участник Сталинградской битвы! Неужели мало в вашей памяти героических фактов, чем то, что вы придумали в «Балладе»? Это же мелко!».
Чухрай отвечал, что история, рассказанная в сценарии, совсем не мелкая. Да, она частная, но именно в этой частности вся соль. «Сколько можно снимать фильмов про генералов и писаных героев! – горячился Чухрай. – Войну выиграли не только они, но и такие мальчишки, как Алеша Скворцов». И так убежденно защищал своего героя режиссер, что Федоров сдался. И поступил очень благородно. Он сказал, что все равно остается при своем мнении, но мешать в постановке «Баллады» не будет.
7 августа 1958 года руководству 3-го творческого объединения «Мосфильма» был представлен режиссерский сценарий «Баллады о солдате». Он был принят с незначительными поправками. До начала следующего года длился подготовительный период. Во время него Чухрай нашел исполнителей на центральные роли. Алешу Скворцова должен был сыграть Олег Стриженов, который прекрасно зарекомендовал себя в предыдущем фильме Чухрая – «Сорок первом», девушку Шуру – Лилия Алешникова. Последняя в том году закончила театральное училище имени Щукина, но уже имела за плечами несколько крупных ролей в таких фильмах, как: «Они были первыми» (1956), «Это начиналось так» (1956), «Город зажигает огни» (1958).
Съемки фильма начались ранней осенью 1958 года с натурных эпизодов, которые снимались под Владимиром. Снимать начали с эпизода, где Алеша едет на машине в отпуск, а навстречу ему, к фронту, движутся колонны автомашин с солдатами (в массовке снимались местные военнослужащие из в/ч 07008). Однако работа остановилась, едва начавшись. Во время съемок проезда машины оператор Эра Савельева расположилась на капоте с ручной камерой «Конвас», а Чухрай сел на капот слева, свесив ноги. Когда киношная машина поравнялась с грузовиком, в кузове которого находились солдаты, последний внезапно потерял управление и ударил съемочный автомобиль по капоту. От удара Чухрай свалился на землю и получил серьезные повреждения: у него была сломана ключица и голеностопный сустав. Его немедленно отвезли в военный госпиталь.