Размер шрифта
-
+

Дневники режиссера. Кино о войне. Чухрай, Бондарчук, Быков, Ростоцкий, Герман, Озеров, Лиознова, Кулиш, Шепитько, Говорухин, Роговой, Смирнов, Рязанов - стр. 15

25 мая руководство 3-го объединения, где снималась «Баллада», смотрело часть отснятого материала. Увиденное в основном понравилось. Отмечалось, что ряд сцен (инвалид с женой, прощание с Шурой) сделаны с большим настроением и правдивостью в поведении. Неудовлетворение вызвал только один эпизод – на рынке. Все сошлись на том, что неудача этого эпизода заключается в однотонной и скучной подаче происходящего (похожие друг на друга, маловыразительные лица, общая затянутость действия, актерски неудачный персонаж спекулянта, серое изобразительное решение сцены). Чухраю (ему, кстати, тоже этот эпизод не нравился) было предложено найти другие пути решения этой сцены, оставив из нее минимум планов.

В июне натурные съемки во Владимирской области были завершены. Последним снимали эпизод, которым фильм начинается: фашистский танк гонится за Алешей Скворцовым. Эта сцена родилась случайно. В сценарии ее не было, о ней там говорилось мельком: мол, Алеша подбил два танка, чем и заслужил свой отпуск. Но когда Чухрай стал просматривать почти готовый фильм, он понял, что ему не хватает энергичного, эмоционального толчка всему действию. И тут его осенило: надо показать тот самый подвиг, из-за которого и закрутилась вся история.

За что Чухрая хотели исключить из партии

В начале осени работа над фильмом была завершена. 14 сентября готовую картину приняли в 3-м объединении и отправили выше – в генеральную дирекцию студии. И там возникли первые проблемы. Директор «Мосфильма» внезапно потребовал произвести в картине ряд купюр. В частности, ему категорически не понравилась сцена, где Алеша убегает от фашистского танка. «Это что же вы хотите сказать, Григорий Наумович: наши солдаты были трусами?» – спрашивал директор.

Не меньшее возмущение у директора вызвал и другой эпизод: где Алеша передает мыло жене солдата, сражающегося на фронте, и узнает, что она живет с другим мужчиной. Сурин отреагировал на эту сцену словами одной из героинь бессмертных «12 стульев»: «Советские жены не могут изменять своим мужьям – это неправильно!» На что Чухрай ответил: «Советская жена, конечно, не должна изменять своему мужу, но обычные жены, некоторые, изменяли. Это, конечно, очень неправильно, но вот бывают такие нарушения». Однако директора такая аргументация не удовлетворила. И когда Чухрай отказался вносить необходимые поправки, он вызвал к себе монтажера фильма. «Ваш режиссер возомнил себя Львом Толстым, – бушевал директор. – Он отказывается вносить исправления в картину. Поэтому я официально лично вам приказываю вырезать из фильма эпизоды, которые я отметил». И директор протянул монтажеру список требуемых поправок. Но монтажер (это была женщина) даже не шелохнулась. «Вы что, не слышите?» – Брови директора взметнулись вверх. И услышал в ответ совершенно неожиданное: «Товарищ директор, я вас не только не слышу, я вас не вижу! Это фильм памяти тех, кто погиб за нашу Родину, за нас с вами. И портить его я не буду». Наверное, в течение минуты в кабинете висела гнетущая тишина, после чего директор выгнал обоих посетителей вон, пригрозив им всеми возможными карами.

Страница 15