Размер шрифта
-
+

Дневники режиссера. Кино о войне. Чухрай, Бондарчук, Быков, Ростоцкий, Герман, Озеров, Лиознова, Кулиш, Шепитько, Говорухин, Роговой, Смирнов, Рязанов - стр. 14

Смена оператора

В начале 1959 года съемки фильма возобновились. В павильонах «Мосфильма» снимали эпизод первого знакомства Алеши и Шуры в вагоне теплушки. К апрелю группа должна была завершить павильонные съемки и снова выехать на натуру, в те же места, где снимались эпизоды с первыми исполнителями, – во Владимирской области. Но тут в группе созрел новый бунт. Возглавила его оператор фильма Эра Савельева. Вот как об этом вспоминает сам Г. Чухрай:

«Эре Михайловне казалось, что мы в своем сценарии отошли от священных принципов соцреализма, и она хотела спасти нас, вернуть в свою веру.

– Мы же должны воспитывать людей! – страстно убеждала она меня. – Мне понятно, за что Шурка полюбила Алешу: он герой. Он подбил в бою два танка. Но за что он полюбил Шурку? Что она такого сделала? Не можем же мы показывать, что он полюбил Шурку за красивые ножки и длинную косу? Нужно, чтобы и Шурка была героиней, – говорила Эра Михайловна взволнованно. – Пусть и она будет совершать подвиги. И когда они утром встретятся, она скажет: «Алеша!» – а он скажет: «Шура!» – и все зрители будут плакать. – При этом по ее щекам текли настоящие крупные слезы. Она мыслила категориями соцреализма.

– Эра Михайловна, – отвечал я. – Если бы мы влюблялись в девушек за их патриотические поступки, вы были бы абсолютно правы. Но мы влюбляемся в них за красивые ноги и длинные косы. Конечно, это непатриотично, но если бы было по-вашему, то скоро бы прекратился человеческий род, а с ним пропал бы и соцреализм. К счастью, мы влюбляемся не в героинь.

– Я с вами не согласна! – закричала Эра Михайловна и со своими единомышленниками отправилась в редакционную коллегию. Там она повторила свои предложения и потребовала, чтобы их приняли.

В ответ редактор нашей картины Марьяна Вальтеровна Рооз напомнила Эре Михайловне, что существует такая вещь, как авторское право. Но та настаивала на своем.

Тогда Марьяна сказала:

– Вы в своей жизни писали что-нибудь, кроме заявлений о повышении зарплаты? Научитесь писать сценарии, а потом предлагайте свои эпизоды и сюжеты…»

В мае начались съемки натурных эпизодов в Ярославле (эпизод с инвалидом) и во Владимирской области. Работа шла очень интенсивно, практически без простоев. Хотя даже при таком бешеном темпе уложиться в нужный метраж группа никак не могла. Тут еще эти дрязги, которые не удалось погасить даже после вмешательства редактора. А потом случилось ЧП.

19 мая на станции Белокаменная Окружной железной дороги снимали эпизод прощания Алеши и Шуры. Работа шла нервно. Каждый раз, когда звучала команда «Мотор!» и от Жанны Прохоренко требовалось пробежать несколько метров по платформе вслед за уходящим поездом, она срывала дубли: слишком медленно бежала. Кроме этого, подводила техника: ручная камера «Конвас», с которой Савельева примостилась в тамбуре поезда, то и дело отключалась из-за перебоев в аккумуляторе. С грехом пополам было снято шесть дублей (в фильм войдет пятый). Работа была почти завершена, когда внезапно случилось ЧП. Помощник режиссера Т. Соколова, засмотревшись куда-то в сторону, споткнулась о кабель прибора КПД—50, протянутый по земле, упала и сильно ударилась головой. Ее срочно доставили в больницу, где врачи определили у женщины сотрясение мозга. Во всем происшедшем обвинили Савельеву: мол, по ее вине кабель был протянут не там, где нужно. Та эти обвинения категорически отмела, написав объяснительную на имя директора студии. Однако тот, зная о том, какие нездоровые отношения сложились у оператора с режиссером фильма, решил эти дрязги пресечь раз и навсегда. Согласно его приказу, Савельева была откреплена от фильма «Баллада о солдате», и фильм доснимал другой оператор – Владимир Николаев (снял фильмы: «Хождение за три моря», «Битва в пути», «Хозяин тайги», «Посол Советского Союза» и др.).

Страница 14