Размер шрифта
-
+

Дипломатия. Часть первая - стр. 12

«если отношения между государствами тесные, они могут установить взаимное доверие посредством повседневного общения; но если отношения отдалены, взаимное доверие может быть установлено только путем обмена сообщениями.

Сообщения должны передаваться посыльными [дипломатами]. Их содержание может быть либо приятным для обеих сторон, либо может вызвать гнев между ними. Верно передавать такие послания – самая трудная задача под небесами, ибо, если слова таковы, что вызывают положительный отклик с обеих сторон, будет искушение преувеличить их лестью, а если они неприятны, будет склонность к сделать их еще более кусачими. В любом случае правда будет потеряна. Если истина потеряна, взаимное доверие также будет потеряно. Если взаимное доверие потеряно, сам посланник может оказаться в опасности. Поэтому я говорю вам, что есть мудрое правило: «всегда говорить правду и никогда не приукрашивать ее. Так вы избежите большого вреда для себя».

Эта традиция равных дипломатических отношений между соперничающими государствами внутри Китая была прервана объединением страны под властью императора Цинь в 221 г. до н. э. и консолидацией единства при династии Хань в 206 г. до н. э.

При династии Хань и последующих династиях Китай стал самым большим, самым густонаселенным, технологически наиболее развитым и наиболее управляемым обществом в мире.

Аргументы более ранних китайских философов, таких как Мэн-цзы, преобладали; лучший способ для государства оказывать влияние за границей, говорили они, – это развивать моральное общество, достойное подражания, восхищаясь иностранцами, и уверенно ждать, пока они приедут в Китай учиться. Как только каждая последующая китайская династия укрепляла свое правление дома и устанавливала свои границы с некитайским миром, ее внешние отношения с внешним миром, как правило, ограничивались защитой границ Китая от иностранных нападений или вторжений, приемом эмиссаров из соседних государств, стремящихся снискать расположение и торговать с китайским государством, а также устанавливать контроль над иностранными купцами в определенных портах, предназначенных для внешней торговли.

За редкими исключениями (например, официальные миссии по изучению и сбору буддийских писаний в Индии в V – VII веках и знаменитые открытия китайского адмирала Чжэн Хэ) в начале 15 века) китайские лидеры и дипломаты ждали дома, пока иностранцы не засвидетельствуют свое почтение, вместо того, чтобы самим рисковать за границей. Эта «данническая система» просуществовала до тех пор, пока европейский колониализм не захлестнул ее и не привнес в Азию европейские концепции суверенитета, сюзеренитета, сфер влияния и другие дипломатические нормы, традиции и практики

Страница 12