Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 11
Для многих прихожан РПЦЗ главным препятствием для примирения разрозненных частей Российской Церкви остается сергианство.
Назовем вещи своими именами. Сергианство – синоним лжесвидетельства и проявление сервилизма по отношению к сильным мира сего в самой крайней форме.
Вместе с тем нужно со всей категоричностью констатировать, что сергианство – трагедия не только МП, но всей Российской Церкви, ибо церковный сервилизм появился не на пустом месте.
Мирские начальники вмешивалась в церковные дела на протяжении почти всей христианской истории. Это происходило и в период Византийской империи, и в пору оттоманского владычества. Да и у нас на Святой Руси «государево око» – обер-прокуроры (нередко масоны и безбожники) – изрядно вмешивались в церковную жизнь.
Вспомним 200-летний Синодальный период Российской Церкви. Можно на пальцах пересчитать, сколько раз священноначалие Российской Церкви в XVIII и XIX веках осмелилось возразить императорской власти, встать на защиту Церкви и паствы. Члены Синода – «Духовная коллегия» – были обязаны приносить такую оскорбительную присягу верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом:
«Исповедаю же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего».[1]
Российские архиереи, конечно, прекрасно понимали, что «крайним Судией» может быть только один Господь, и тем не менее они почти двести лет послушно приносили эту клятву (кроме митрополита Арсения (Мацеевича)),[2] – до 1901 года, когда государь император Николай II ее отменил.
Такое грубое вмешательство императорской власти во внутреннюю жизнь Церкви продолжалось 200 лет. Явление весьма грустное, так как оно наглядно указывает на подмеченную нашими писателями-прозорливцами тяжкую болезнь нашей Церкви, определенную одним из них, именно, Ф. М. Достоевским, «параличным ее состоянием». Это сильно ослабило влияние Церкви на российское общество и подготовило почву для трагических событий 1917 года.
Да, сервилизм был, есть и, увы, по нашей греховности, будет, но, слава Богу, была, есть и до скончания века будет, по милости Божией, и святость. Как в синодальном периоде истории Русской Церкви, несмотря ни на что, подвизалось множество выдающихся праведников, так и в советское время наша Церковь явила миру неисчислимое множество новомучеников и исповедников.
Последствия синодального сервилизма в отношении государственной власти и вытекающего из него сергианства нужно преодолевать общими нашими усилиями. Обнадеживает, что встречные комиссии достигли в этом отношении существенного прогресса. В документе комиссий МП и РПЦЗ «Об отношениях Церкви и государства» цитируется важное постановление Юбилейного Собора МП 2000 года: