Размер шрифта
-
+

Дары волхвов

1

Святитель Григорий Нисский считал даже, что они были прямыми потомками Валаама: «Прорицатель Валаам, по вдохновению свыше, предрекает иноплеменникам, что воссияет звезда от Иакова, – и вот волхвы, ведущие от него свой род, по предсказанию своего родоначальника, тщательно наблюдают восхождение новой звезды, которая одна только, не подчиняясь закону других звезд, имеет и движение и стояние собственное, и попеременно пользуется тем и другим».

2

См.: Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. – М., 1996. Т.1.

3

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. – М., Сибирская Благозвонница, 2012.

4

Кстати, рождение самого Митридата было ознаменовано явлением кометы: «Будущее величие Митридата предсказывали даже небесные знамения. Ибо и в тот год, когда он родился, и в тот год, как начал царствовать, в течение семидесяти дней была видна комета, которая светила так ярко, что казалось, будто все небо пылает огнем. По величине она занимала четвертую часть неба, а блеском своим затмевала солнечный свет, между восходом ее и заходом проходило четыре часа» (Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», 37).

5

Еврейский ученый Ицхак Абрабанель (14371508), разумеется, ничего не знавший об изысканиях Кеплера, в своей книге комментариев к Книге Даниила, изданной в 1547 году, рассказывает, что, по преданию, было совпадение планет Юпитера и Сатурна перед рождением Моисея в 2365 году по сотворении мира, и предстоящее вскоре подобное же соединение (в 1468 году) следует считать знамением, предвещающим скорое пришествие Мессии.

6

Кесарий, митрополит Арелатский (Арльский) (470–543) – местночтимый святой в Сурожской и Корсунской епархиях.

7

Довольно редко, но встречается у исследователей и другое соотношение: старший Каспар (или Яспир), средний – Балтазар (в ранних рукописях Вифисарей), младший – Мельхиор. Существуют также греческие варианты имен волхвов: Аппелликон, Америн и Дамаскон и еврейские: Магалат, Галгалат и Серакин.

8

Такой эпизод есть в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

9

Богослужебные тексты даются в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота).

10

Послание к Ефесянам, 19. См.: Послания Игнатия Богоносца / Памятники древней христианской письменности. Писания мужей Апостольских. – М., 1860. Т. II. С. 373–430.

11

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл. 2–3. (Приводится в сокращении). – М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

12

Имеется в виду эпизод из Ветхого Завета, в котором рассказывается о смертельной болезни царя Езекии и исцелении его пророком Исаией. В знамение того, что исцеление действительно совершилось, Господь явил чудо: тень от солнца возвратилась назад. Послам Вавилонского царя, присланным поздравить Езекию с выздоровлением, тот показал все сокровища свои. Пророк Исаия, узнав об этом, предвозвестил, что придет время и все эти богатства перейдут в Вавилон. Таким образом, чудо с солнцем послужило поводом к порицанию и осуждению Израиля через возвещение о вавилонском плене (см.: 4 Цар. 20; 2 Пар. 32, 24 и Ис. 38–39).

13

о постройке храма: Было у меня на сердце построить дом покоя для Ковчега Завета Господня – 1 Пар. 28, 2).

14

Во время крестных страданий Христовых.

15

Имеется в виду поклонение золотым истуканам, которое с явлением Христа должно было уступить место поклонению Истинному Богу.

16

Имеются в виду прообразы безмужного Рождества Спасителя: неопалимая купина, увиденная Моисеем, и роса на руне, явившаяся знамением для Гедеона.

17

Святитель Василий Великий. Гомилия на Святое Рождество Христово / Пер. с греч., коммент.: А.Р. Фокин // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. № 5.

18

Извлечено из Слов 19, 38 и 5. См.: Святитель Григорий Богослов. Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. В 2 т. – М., Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 1.

Страница notes