Размер шрифта
-
+

Дары волхвов - стр. 27

(Мф. 2, 9).

Поэтому и волхвы, следуя за звездой, двинулись с востока и, придя в Иерусалим, встревожили своим появлением весь город, так что на иудейского царя напал страх. Когда же они нашли Того, Кого искали, они почтили Его дарами – золотом, ладаном и смирной. Возможно, и в этом они последовали пророчеству Валаама, который сказал о Христе: Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий Тебя благословен, и проклинающий Тебя проклят (Чис. 24, 9). Ибо слово лев указывает на царское достоинство, слово преклонился – на страдание, а сила благословения – на Божество. Поэтому волхвы, следуя пророчеству, принесли Христу как Царю – золото, как смертному человеку – смирну, а как Богу – ладан.

Но нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте. Ибо кометы бывают различного вида, например в виде бревна или в виде ямы, и имеют соответствующие им названия. Происхождение же их всех таково. Но та звезда, которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду и второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении. Из этого можно сделать вывод, что она слушалась чьих-то приказаний, служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9). Поэтому и волхвы, увидев ее, возрадовались радостью весьма великой (Мф. 2, 10).

Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость! Именно эту радость благовествуют Ангелы пастырям (см.: Лк. 2, 10). Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с Ангелами, ибо ныне родился нам Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 11)! Бог Господь и осиял нас (Пс. 117, 27) – не в образе Божием, чтобы не привести в трепет немощное человеческое естество, но в образе раба, чтобы освободить это порабощенное естество. Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий? Это – общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир, посылает Архангелов к Захарии и Марии, являет ангельские лики, восклицающие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» Звезды сходят с небес, волхвы выходят из среды языческих народов, земля приемлет в пещере. И пусть никто не устраняется от этого, пусть не будет неблагодарных!

Страница 27