Дары волхвов - стр. 28
Выразим же и мы наше ликование в словах, назовем наш праздник Богоявлением. Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не имеет силы Божественный приговор: Прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), но человек через соединение с Небесным вознесен на небо, ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его (Ис. 9, 6). Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но неискусен язык и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость.
Почему ты боишься признать, что бесстрастное и чистое естество не воспринимает от нас никакой скверны? Он для того родился, чтобы очистить тебя через сродственное с тобой естество. Он для того возрастает, чтобы сделать тебя родным через тесное общение. О глубина благости и человеколюбия Божия! Вместо этой превосходящей щедрости мы не верим Благодетелю; вместо великого человеколюбия Владыки мы противимся быть Его рабами. О это неуместное и лукавое безрассудство! Волхвы поклоняются, а христиане исследуют причину, почему Бог явился во плоти, в какой плоти, была ли человеческая природа воспринята во всей полноте или частично.
Да умолкнут в Церкви Божией все излишние вопросы! Давайте будем славить то, во что уже уверовали. Не будем проявлять излишнее любопытство к тому, о чем следует молчать. Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес! Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин, когда Гавриил научил Марию радоваться, когда младенец Иоанн взыграл во чреве Елизаветы. Анна пророчица благовествовала, Симеон Богоприимец взял на руки – все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая славу Господню, чтобы и нам преображаться от славы в славу (2 Кор. 3, 18) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Святитель Григорий Богослов[18]
(IV век)
О чудо! Создатель и Владыка всего рождается в бедной и малой обители! Устрашимся тайны, почтим домостроительство и сами принесем нечто в дар времени. Ныне Ангелы радуются, ныне пастыри осияваются, ныне звезда течет с востока к Великому и Неприступному Свету, ныне волхвы поклоняются, приносят дары, познают Царя всяческих и прекрасно по звезде угадывают Небесного. Ныне Ирод неистовствует, избивает детей и за Освободителя истребляет тех, которые должны были получить свободу. Но мы станем с поклоняющимися и Обнищавшему за нас до тела принесем не ливан, как Богу, не золото, как Царю, не смирну, как Вкусившему за нас смерть, но дары таинственные, превышающие видимое, то есть ничего не возьмем, ни в чем не уступим богатству предпочтения перед бедностью, не обидим твари для твари!