Дао голоса. Голос как ваш инструмент - стр. 9
Чувство другого мы всегда понимаем и через интонацию, и через мимику. Мимика как мышечное движение – результат игры чувств. Чувство обиды – и перед вами дрожащие губы и перекошенное лицо (так и слышишь срывающийся от обиды голос). Радость – и глаза расширены, губы растягиваются в струящуюся улыбку. Злость – и зубы сжимаются (голос сжат, речь сквозь зубы). Все чувства, выраженные в интонации и мимике, понятны без слов.
Таковы свойства нервной и мышечной системы.
Выдающийся физиолог Иван Михайлович Сеченов разъяснял: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви – везде окончательным фактором является мышечное движение…».
Яркая речь и учит, и доставляет удовольствие, и бодрит. Мы ценим талантливых ораторов за то, что они пробуждают мысль и взывают к правильным поступкам. Таким ораторам аудиторию не надо принуждать слушать.
Каждый элемент выразительности должен получить устойчивую терминологию, разработанную систему упражнений для развития техники общения, свое место в прогрессии голосо-речевых упражнений, и все элементы должны стать синтезом ораторского искусства. Простая, легкая, насыщенная, возбуждающая речь оратора – это огромная задача для исполнителя.
Не существует «речи вообще».
Свободно, без напряжения льющаяся речь – показатель внутренней свободы человека-оратора, который распределился в своих ораторских задачах, в творческом психофизическом самочувствии. Так выступали Павлов, Сеченов, Менделеев. На их выступления съезжались из других городов, в аудиториях толпились студенты самых разных факультетов. Такими ораторами гордились университеты. Мир помнит и блестящих политических трибунов, иной раз словом останавливавших сражения и войны. Но даже самые правдивые и верные слова, сказанные невнятно и тускло, не дойдут до людей, останутся неуслышанными.
Искусство хорошо говорящего человека невольно переходит к самим слушающим. Давно доказано: в обществе ярко говорящих людей любой человек также старается овладеть своим голосом. Насколько же сам голос, манера, интонация разговора, воодушевление выступающего хорошо усваиваются молодежью! Даже помимо особых занятий по ораторскому искусству, одной подражательностью, столь свойственной молодым. В театре «Современник», в котором мне довелось поработать актрисой десятки лет, неоднократно приходилось убеждаться, слушая речь молодых актеров, уважительно работающих со старшим поколением исполнителей, что традиция свободно и ярко звучащего голоса передается. Тому пример – и Малый театр, куда часто водят детей, даже для того, чтобы они услышали образный русский язык. Совершенствуй свой голос, любой природный голос совершенен. Слово оратора звучит в условиях большой аудитории. Оно адресовано многим людям и должно быть услышано и понятно каждому.