Дао голоса. Голос как ваш инструмент - стр. 8
В работе на передний план требуется выдвинуть элементы выразительности речи. Каждый элемент должен получить свое место, определение, в целостной системе нечленимого образа Дао голоса его надо назвать.
Мы исследуем музыку живой речи через дарованный инструмент голоса. Чужой инструмент нам не нужен. Хорошо звучащий робот – все равно только робот. Переделывая свой голос под чужой, человек поневоле переделывает и самого себя, свою личность, подавляет свое творческое начало. Даже если чужой голос лучше сработан природой, не имитируйте его. Ваше движение к Дао голоса должно быть совершено вами изнутри.
3
Любой природный голос совершенен. В естественной природе (если она не нарушена) нет несовершенства. Есть свое совершенство в муравье и слоне, пении соловья и рычании медведя, тундре и тайге, пустыне и джунглях. Ваш природный голос – это тоже совершенство, заложенное внутри вас, только инстинкты размылись, функция ухудшилась, надо голос раскрыть заново, и вы увидите, что все его якобы минусы станут плюсами. Если у вас будет раскрыт ваш природный голос, то и личность у вас будет тоже ваша, и мысли будут не заемные, а свои. Все взаимосвязано. Не завидуйте другим, совершенствуйтесь сами.
Занимаясь голосом, вы опередите с большим отрывом многих людей. Не потеряете вкус к жизни, даже если вам будет хорошо за шестьдесят. Живой, природный человек всегда обладает фантастической обаятельностью. Внимательные глаза, красивый голос, чувство юмора, простота в общении, точные слова. Ни малейшего актерствования, самолюбования, нисколько притворного принижения себя, никакого заискивания… Это свойства свободного человека. Лао Цзы писал: «Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веру».
Что убеждает других слушать вас? В чем фокус? Говорить на равных? Что убеждает в вашем разговоре других?
Ваш опыт, который всегда связан с речью, убедит партнера или аудиторию в том, что вы знаете, о чем говорите? Манера разговора? Приверженность этике? Искренность, отсутствие лицемерия?
О таком уровне свободы и естественности обязательно мечтайте, работая над освобождением природного голоса.
Звуки вашего голоса не какие-то там вибрации, способные стать лишь материалом для речи. Человеческий инструмент голоса так похож на духовой инструмент. Звуки вашего голоса – музыкальные вибрации. Они связываются между собой в разные комбинации и выявляют образ вашей мысли и характер чувства.
Монотонность речи – это результат зажимов человека, иногда осознанных, иногда неосознанных, человека, боящегося обнаружить себя, обнаружить свои разнообразнейшие мысли и чувства и загоняющего себя в формат одноликой монотонной речи. Так, монотонными иногда кажутся священники или разведчики-нелегалы, которые в своих молитвах или разговорах вынуждены прятать личное отношение к событиям или предмету разговора.