Размер шрифта
-
+

Дао голоса. Голос как ваш инструмент - стр. 10

Осознавайте и чувствуйте, как происходят вещи в вас и вокруг вас. В этом Дао вашего голоса.

4


Дао голоса пусто, но это целебная пустота, которая в применении неисчерпаема, как неисчерпаем и сам голос. Если вам покажется, что притупился его блеск, освободите голос от хаотичности, от ненужных зажимов, и он вновь обретет упругость и уверенность. Вспомним слова Фр. Ларошфуко: «В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько и в его подборе слов…»

Хотите проверить целесообразность одного приема и обрести уверенный и свободный голос?

Читайте любой текст вслух. Избавляетесь от перехватывания дыхания, продыхивайте текст. Помните у Крылова: «в зобу дыханье сперло»?

Легкие всегда должны быть готовы к перемещению воздуха из большого пространства вне вас – во внутреннее пространство тела, туда и обратно. Дыхание в теле перемещается по аналогии с лопнувшим шариком у Винни-Пуха – «входит и выходит».

Продыхивайте каждое произносимое слово. Сколько войдет воздуха, столько должно выйти. Не сдерживайте дыхание, не всасывайте его, не толкайте. Пусть воздух войдет в нижнюю часть грудной клетки.

Возьмите стихотворный текст. Пользуйтесь этим приемом, берите дыхание перед строкой и говорите стихотворную строку вслух. Продыхивайте все произносимые слова теплым воздухом. Такой прием научит вас, не понижая и не ослабляя тона, говорить текст на дыхании до ближайшей паузы, которой воспользуйтесь, чтобы возобновить в легких запас воздуха.

С дыханием у вас появится уверенный голос. Речь ставит перед вами задачу правильного употребления дыхания в зависимости от требований текста.

Специальным приемом для освобождения голоса от ненужных зажимов и развития его можно считать чтение гекзаметра, например «Илиады» или «Одиссеи». Непривычный для слуха тяжеловесный стих заставит вас произносить слова медленно, делать дыхательную паузу, набирать воздух перед каждой длинной строкой и продыхивать текст.

И пусть ваш голос преследует чисто технические цели, но, как говорил Вольтер, «стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия».

Сила вашего голоса неисчерпаема.

Помните, идеал свободной речи – это живая человеческая речь, чуждая всякой искусственности:

• говорите гекзаметр одним и тем же тоном, торжественно;

• особенно активизируйте звучание голоса в конце строки, не торопитесь, не усердствуйте в своих стараниях дышать;

• выговаривайте слова легко, с минимально необходимым напряжением.

Кто-то утверждает, что искусство публичной речи требует особых дарований, как искусство драмы или вокальное искусство, что это дано не каждому. Кто-то считает, что законы красноречия хороши только для ораторов, для пламенных трибунов. Это не совсем так.

Страница 10