Цивилизация будущего - стр. 18
Опрос относительно данной темы дал весьма интересные результаты. Даже, казалось бы, безучастные и далёкие от общественной деятельности люди интересовались увеличением уровня цивилизованности окружения, и выражали недвусмысленное согласие с тем, что мир требует изменений именно в цивилизованную сторону. Такое мнение выразила подавляющая часть представителей человечества, с которой нам удалось вступить в контакт. Не было найдено никаких причин, почему не следует экстраполировать наши исследования и на остальную часть человечества.
Обнаружилась только небольшая доля людей, которые не считают цивилизованность чем-то хорошим. Причины для такой точки зрения нашлись разные. В некоторых случаях обнаружилась финансовая заинтересованность в нецивилизованном положении дел. В других случаях представители человечества боялись потерять позицию и авторитет, если вдруг уровень цивилизованности окружения изменился бы. Также находились те, кто попросту реагировал на предмет болезненно. Скорее всего, в этом случае присутствовали какие-то старые и не вполне понятные переживания. Встретились мнения о том, что из уважения к нашим предкам мы должны жить как раньше и не должны ничего менять. Если это случилось в прошлом, значит и в будущем мы должны жить именно так. Нашлись и такие, кто попросту не сумел осознать цивилизованность, не сумел её вообразить. Попадались и люди, считающие, что мы уже живём в идеальном мире, и он не требует перемен. И всё же соотношение таких людей настолько невелико по отношению к общему числу вовлечённых в эту тему собеседников, что вряд ли нам стоит отказываться от стремления сделать этот мир цивилизованнее. Поэтому встанем на службу милостивых устремлений большинства.
Добродетель – положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения.
Исключительный – особенный, непохожий на других, необыкновенный.
Милостивый – снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный.
Глава Четвёртая. Градация цивилизованности
Если рассмотреть обсуждаемый предмет внимательно, можно прийти к выводу, что цивилизованность – понятие не абсолютное. Выяснится, что не существует такого явления, как полностью цивилизованное или напротив, полностью варварское решение.
Кстати сказать, эта работа представляет собой уже четвёртую попытку разобраться в вопросах цивилизации. Предыдущая попытка заняла несколько лет, и результатом этой немаленькой работы явилась книга «НАСТОЯЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Тем не менее свет эту книгу не увидел, так как самими авторами она была признана недостаточно завершённой для того, чтобы выносить её на суд широкой общественности.