Размер шрифта
-
+

Цивилизация будущего - стр. 17

И если так, то цивилизация не должна быть цивилизованной. Высокая цивилизация может означать большую степень присутствия человека. Технологический прогресс. Но может ли такая развитая цивилизация являться НЕцивилизованной? Ответ – да, в этом нет никаких противоречий.

Очень развитая цивилизация может в высокой степени противоречить определению слова «цивилизованность». То есть она может являться неразумной, разрушительной, в ней могут применяться варварские методы. Более того, она может не стремиться к миру. В этой цивилизации могут применяться нечестные методы ведения дел. Такое возможно.

И напротив, может ли неразвитая цивилизация являться цивилизованной? И опять ответ – да. Даже если эта цивилизация пребывает в бронзовом веке, она может быть в высокой степени цивилизованной. Она может быть конструктивной, созидательной и миролюбивой.

Так развитая цивилизация может являться нецивилизованной. И неразвитая цивилизация может являться цивилизованной.

Анализируя нашу современную цивилизацию, можно легко прийти к выводу, что её трудно назвать высоко цивилизованной. И, таким образом, можно предположить, что у человечества есть огромное пространство для совершенствования своей цивилизации.

Впрочем, сейчас гораздо важнее звучал бы вопрос: а возможно ли человечеству построить цивилизацию, которая не только развита технически, но ещё и является цивилизованной? Ведь если ответ – «да», то у нас, как у человечества, есть шанс жить более интересной и наверняка лучшей жизнью. И если ответ «нет», то мы, являясь людьми, не можем быть цивилизованны по своей природе…

Впрочем, в таких рассуждениях мы немного забежали вперёд. Ведь важен также вопрос: а является ли цивилизованное общество вообще чем-то желательным?

Ответ на этот вопрос является в крайней степени важным. Было бы неверным отвечать на такой вопрос, опираясь лишь на мнение одного или двух человек. Ведь, повинуясь своим прихотям или желаниям, человек может ошибаться.

Впрочем, на вопрос – является ли что-то желательным или нет – также непросто ответить, исходя из логических рассуждений, или даже опираясь на работы философов. По всей видимости для одного человека являются желательными одни явления, а для другого другие. И если какие-то вещи являются желательными для большинства людей, значит именно им необходимо отдать предпочтение.

Поэтому за возникновением этого вопроса последовало очередное исследование. Путём многочисленных частных бесед с совершенно разными по роду занятий, происхождению и благосостоянию людьми было установлено, что в большинстве случаев на вопрос – является цивилизованность желательной? – они отвечали «да».

Страница 17