Чудотворные православные источники России - стр. 3
Некоторые родники названы по имени древних христианских святых, чьи иконы были обретены на этих источниках, или с которыми было связано какое-либо важное событие в данной округе. Часто встречаются источники великомучениц Параскевы и Варвары, великомученика Пантелеимона, мучеников Косьмы и Дамиана. Известны родники, посвященные любимому ученику Христа, апостолу Иоанну Богослову, ветхозаветному пророку Илии, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, святым Георгию, Флору и Лавру.
Множество чтимых народом ключей и колодцев обязано своим обретением знаменитым в истории святым подвижникам – Сергию Радонежскому, Савве Звенигородскому, Варлааму Хутынскому, Нилу Сорскому, Иосифу Волоцкому, Пафнутию Боровскому, Александру Свирскому и многим другим.
Иногда монахи избирали местом своего обитания лесную глушь. Поскольку для жизни необходимо наличие поблизости воды, нередко монастыри устраивались вблизи ключей или на территории монастыря выкапывали колодцы. Поэтому почти каждый основатель монастыря должен был прослыть еще и открывателем источника, освящаемого молитвой, трудом, аскетическими подвигами этого святого и его последователей.
Неудивительно, что священные источники находятся в пределах множества почитаемых в православном мире иноческих обителей, в числе которых знаменитые Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаево-Успенская лавры, звенигородский Саввино-Сторожевский и новгородский Варлаамо-Хутынский монастыри, Оптина пустынь и др.
Вообще на территории нашей страны имеются сотни родников и иных источников, почитаемых чудотворными. Их можно отыскать на древней земле Великого Новгорода и Пскова, в различных областях Центральной России, в Поволжье, на Урале и в Сибири, на юге и даже в самой российской столице.
С одними святыми источниками связаны яркие события или народные предания, история других вплетена в историю какой-либо знаменитой иноческой обители.
По-разному складывалась их судьба. В годы советской власти ряд источников по-прежнему привлекал немало богомольцев. Но были и такие, которые ограждали от доступа верующих или даже закапывали.
Известны и примеры противодействия православных наступлению на почитаемые ими родники. Например, работники отказывались выполнять предписание об уничтожении святого источника и расположенной над ним часовни. Или применялась хитрость: родник перекрывали настилом из бревен, который сверху присыпали небольшим слоем земли. Спрятанный таким образом ключ впоследствии нетрудно было найти и откопать.
В последнее же время интерес к почитавшимся издавна чудотворным источникам возрождается. Издаются посвященные данной теме книги и статьи, проводятся исследования и сбор информации в пределах некоторых епархий и областей (например, Пензенской, Самарской).