Чудотворные православные источники России - стр. 5
Те киевские пещеры, которые расположены на дальнем холме, но оказались освоены монахами раньше, известны как Дальние, или Феодосиевы.
Другие пещеры названы Ближними, или Антониевыми. Они заселены иноками позже, а находятся под ближним холмом, к югу от села Берестово.
Как свидетельствует старинное повествование о монастыре, Киево-Печерский Патерик, преподобный Антоний сам выкопал колодец для братии основанной им обители.
С именем святого Антония монастырское предание связывает чудотворный источник, и поныне существующий неподалеку от Ближних пещер, около ворот. На некотором расстоянии от первого колодца находится второй, посвященный другому знаменитому печерскому подвижнику – игумену Феодосию.
Житие этого святого, написанное преподобным Нестором Летописцем, сообщает, что Феодосий с малых лет стремился посвятить свою жизнь служению Богу. В юности он покинул родной дом и пришел к святому Антонию в киевские пещеры, где и принял монашеский постриг, а затем стал настоятелем монастыря после того, как был переведен в другую обитель его предшественник – преподобный Варлаам.
При игумене Феодосии авторитет управляемого им монастыря неуклонно возрастал – за духовным наставлением к печерским подвижникам все чаще обращались князья и бояре. Число монашествующей братии увеличилось до ста человек. Прежних келий оказалось уже недостаточно, и Феодосий расширил монастырь. При нем было начато строительство величественного Успенского собора, увенчанного видимыми издалека золотыми куполами.
Святой Феодосий, отличавшийся большой физической силой, нередко подавал братии пример при проведении тяжелой работы, в частности нередко рубил дрова. Подобно своему духовному наставнику, он сам вырыл и колодец. Местное предание указывает, что обретенный Феодосием источник – тот, который называется его именем, и поныне находится у Ближних пещер неподалеку от Антониева колодца. Вода в этих расположенных на небольшом расстоянии друг от друга колодцах имеет различный вкус: в Антониевом – более мягкий, а в Феодосиевом – достаточно жесткий (вследствие прохождения струи сквозь слой извести).
Согласно мнению некоторых исследователей, в действительности вырытые Антонием и Феодосием колодцы должны были находиться на другом месте. А те, что почитаемы сейчас, стали известны только с XVII столетия. Но все же лаврская вода почитается святой и приносит исцеление. Ведь она освящена многими подвигами сотен подвижников старейшей на Руси иноческой обители.
За время своего многовекового существования Киево-Печерская лавра неоднократно испытывала скорби и невзгоды. Ныне живущие поколения помнят запустение, в котором пребывали лаврские святые источники в годы советской власти.