Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 65
Одна только ночь осталась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц.
Н.В.Гоголь
Черт у Гоголя скорее забавен, чем яростен и непобедим. Пока еще творец справляется со своим творением, и черт поможет Вакуле слетать в Петербург и раздобыть подарок для его невесты. Но так ли безобидно все будет уже ближайшего современника Гоголя – гениального Достоевского
СВИДРИГАЙЛОВ И ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ – БЕСЫ ДВОЙНИКИ
Я – часть той силы, которая вечно хочет зла.
И вечно совершает благо
Гете
В мире Ф.М.Достоевского, населенном исключительно униженными и оскорбленными совершается столько зла людьми, что классическому Мефистофелю тут просто нечего делать.
И тогда в разных его романах появляются персонажи, очень сильно на него смахивающие. Таким будет черт, явившийся к Ивану в своем истинном обличие, таковы и два героя романа «Преступление и наказание», следователь у которого нет даже фамилии – Порфирий Петрович и Аркадий Свидригайлов – темная и таинственная личность, вокруг которой витает масса тайн и легенд.
Критики отмечали, что «русский черт – это не сатана с опаленными крыльями, а что-то гораздо более мелкое, добродушное, сентиментальное. И в нем сосредоточено все низкое и подлое, что есть в натуре человека, Иван говорит, что черт воплощает все его самые гадкие и глупые мысли. А в своем монологе, он признается, что любит людей, и тяготился фантастическим существованием, хочет окончательно и бесповоротно воплотиться. Это и происходит неожиданно в романе «Преступление и наказание». Сразу две ипостаси русского черта перед нами
Образы эти контрастны даже внешне, но не способен ли менять свое обличие Мефистофель, появлялась то толстым человеком лет тридцати пяти, способным раскопать, что угодно и раскрыть любое нераскрываемое дело. Ведь у Порфирия Петровича нет даже определенного места жительства – он живет в комнате в полицейском участке, и сам себе выносит приговор: « Со мной все кончено». На последнем свидании говорит он Раскольникову, искушая, мучая его, подталкивая к пропасти и признанию, и доказывая, что он, так или иначе, раскроет это дело.
Но в тот момент, когда Раскольников приходит с повинной в полицейский участок, Порфирия Петровича там нет, хотя кому, как не ему, следовало бы встретить его, ведь, сколько усилий было приложено для того, чтобы разоблачить преступника, но он бесследно исчез. Словно его не было и вовсе. А не плод ли он фантазий и больного воображения.
Мефистофель в этом мире вынужден исполнять роль обличителя – следователя, без которого зверское убийство, пролитая кровь, так и осталось бы не раскрытым – это одна из ироний судьбы в русском обществе. Но еще интереснее, еще ближе стоит к Дьяволу человек, о котором мы узнаем сначала из письма матери Раскольникова, когда речь идет о соблазнении его сестры Дуни, и о скандале, который ей пришлось пережить. А потом, когда этот человек появляется в городе, после загадочной смерти его жены, невозможно доказать убил ли он ее или она умерла сама. Он селится за стеной, где живет Соня, и где будут происходить важнейшие события. Он не скрывает даже того, что готов подглядывать и подслушивать, а потом по-своему разоблачать преступника, толкая его к пропасти, к признанию, предлагая ему то искупить свои грехи, то застрелиться.