Размер шрифта
-
+

Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 67

Его черт не с богом борется, а с самим человеком, и в борьбе этой ему приходится проявлять и доброту и сентиментальность, и доведенному до отчаяния – пускать себе пулю в лоб, в то время как сам Раскольников о том не помышляет.

Вечная борьба обретает иные очертания, происходит перегруппировка сил.

УРОК 22 ИВАН КАРАМАЗОВ И ЧЕРТ БЕСЫ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО


Ни один из русских писателей не уделял так много места в своих творениях бесам и бесовщине, как Ф.М.Достоевский. Но если в более ранних его произведениях, они чаще всего все-таки более таинственны и написаны полутонами, то в романе «Братья Карамазовы», в последней его части появляется настоящий русский черт рядом с Иваном.

Когда герой возвращается к себе в пустую, по его разумению, квартиру, там он обнаруживает господина, который не входил туда через дверь. Первое объяснение, которое его немного успокаивает, то, что перед ним бред, галлюцинация.

В таком состоянии находится большинство героев у Достоевского, оно становится для них почти обыденным и привычным. Он не хочет верить в то, что такой тип появился в реальности, да и что такое наша реальность, возможно, это просто сон или бред.

И Раскольникову приходится мириться с Лужиным, и со Свидригайловым, и с Порфирием Петровичем. В них от бесов больше, чем от людей. И не понятно, откуда и как они появляются в этом мире.

Здесь же герой просто назвал чертом, и более того, он не отрицает своей сущности. И он мечтает о том, чтобы подольше оставаться в этом мире и воплотиться в человека, пойти в храм и поставить свечу. Но как же он выглядит?

Это господин лет пятидесяти, в проседью в волосах и с бородой клином. Он одет добротно, но все вышло из моды. Он белоручка и привык оставаться рядом с господами.

Иван пока не догадывается о том, что если бы черт был только его бредом, то вряд ли он рассмотрел бы все детали его внешности и его одежды, черты характера, но со временем ему станет понятно, что это и так, и не совсем так. Он красноречив, заправский игрок, знает или угадывает его мысли, но обладает и своими собственными желаниями, мечтами и суждениями.

Иван видит на пальце его перстень золотой, но с недорогим опалом – странные подробности для бреда. И прорисовывая все эти детали, писатель окончательно запутывает и нас и героя в том, кто же перед нами находится.

Он знает о том, что Иван перед этим был у Смердякова, о чем говорил. Но это можно объяснить логически, но он знает и то, что он забыл сказать. И подозрения о том, что это не просто его собственный бред, что он может существовать не только в его сознании, усиливаются.

Страница 67