Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 69
– Я какой-то призрак жизни, который потерял все концы и начала, – так сам себя определяет этот странный персонаж.
И за то время, которое мы проводим с Иваном рядом с ним, успеваем убедиться в том, что он и на самом деле существует.
Но как только к дому брата приближается Алеша, он исчезает, оставляя героя рядом с братом в полной уверенности в том, что это был не сон. Перед исчезновением, черт оставляет ему последнее доказательство, он знает ту новость, о которой еще ничего не известно самому Ивану – о том, что Смердяков удавился, и об этом и хотел сказать ему Алеша.
Но Ивана не столько потрясло известие, сколько то, что черт – это не плод его воображения, не отражение его собственных мыслей. Но существует вне его сознания. И возможно, благодаря бесу, Иван, с его больным воображением и видит тот мир, который не доступен Алеше.
Странные происходят явления в этом мире. То, что творилось в России во второй половине 19 века, а потом обострилось в веке ХХ трудно объяснить как-то по иному. Бесы, вырывавшись из Пушкинской метели, смогли найти лазейки для того, чтобы пробраться в реальность. Они приблизились к людям на опасное расстояние, и смогли воплотить в реальность многие их бредовые мечтания и идеи. И Россия стала для них самым лучшим и удобным миром.
Иван Карамазов во многом двойник Раскольникова. Усомнившись в существовании бога, он пытается найти какую-то иную идеи, иное оправдание и объяснение всему, что творится вокруг, но он не собирается действовать сам – что еще страшнее для мира, он находит тех, кто будет осуществлять его идеи, которые всегда пахнут предательством, и не случайно Смердяков повторяет путь Иуды. Он показывает герою, чем это все закончится.
От черта Гоголя до черта Достоевского прошло не так уж много времени, но как изменился до неузнаваемости во времени и пространстве этот персонаж.
УРОК 23 ТАЙНА ДОН ЖУАНА МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
А.С.ПУШКИН «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»
У каждого из творцов есть главный, особенный образ, который остается любимым на протяжении всего творчества. Когда в «Маленьких трагедиях» у А.С.Пушкина появилась небольшая пьеса «Каменный гость», она могла и не привлечь особенного внимания читателей, потому что, как и остальных трагедиях он только пересказывал нам хорошо знакомые сюжеты о гении и злодействе, о скупости, о праздности, и о великом обольстителе. Но почему именно в этом произведении так много самых удивительных вещей сходятся, и мы сразу начинаем сравнивать героя с самим автором, вспоминаем факты его биографии, события в жизни и вольно или невольно делаем странный вывод. Да не о себе ли самом он писал?