Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 64
И вечным оправданием для Фауста остается только любовь Маргариты, ничего иного не может быть ему доступно.
УРОК 21 РУССКИЙ МЕФИСТОФЕЛЬ
(Свидригайлов в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема добра и зла во все века останется одной из главных в мировой литературе. Одного из самых ярких и неповторимых представителей мира зла подарил нам великий Гете. В «Фаусте» перед нами появляется уникальный персонаж – Мефистофель, без которого не только сюжет трагедии, но весь мир, наверное, имел бы иную окраску.
Он спорит с небесами, и приветливо встречен всевышним именно потому, что способен вносить в это мир разнообразие и понуждать людей к действию.
Фауст, желая узнать все соблазны мира, заключает сделку с Дьяволом, но на него поспорил уже и сам Мефистофель, уверяющий ангелов, что он может и лучший из людей, но достанется его душа ему. И ради этого он готов исполнить все желания ученого. С обаянием и артистизмом борется он за человеческие души и ему многое удается в этой схватке, только далеко не все Гете оставляет надежду на то, что тот, кто стремился к познаниям и так много страдал на земле, окажется все-таки на небесах. Так разрешает проблему противоборства добра и зла великий гуманист. И Мефистофелю приходится смириться с проигрышем. Может потому он и философствует: « Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но благо для опытного спорщика в трагедии только ловкая увертка – он несет смерть и разрушение и это в его понимании благо – человек раньше покинет мир и меньше грехов совершит.
Но все поставлено с ног на голову в русской литературе 19 века. После того, как Демон стал единственным и любимым героем, для Мефистофеля здесь полное раздолье. Только действовать ему придется в особенных условиях.
Русский черт шагнул в мистические произведения Н. В. Гоголя, как персонаж мифов о нечистой силе, особенно ярок и живописен он в «Ночи перед Рождеством», где художник Вакула страшно ему досаждает и вполне может справиться с ним. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем попало.
В то время, когда живописец трудился над этой картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнеце золу и обсыпал картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.