Размер шрифта
-
+

Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 63

Мефи: « Она навек погибла»

Маргарита: «Спасена».

ЧАСТЬ 2 ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Если в первой части перед нами познание мира (города), которого до сих пор Фауст не ведал, то во второй части – познание вселенной, надземного и подземного мира.

Вместе с ним мы оказываемся и в иных мирах:

1.Дворец императора.

2. Маскарад.

3. Средневековье.

4. Античность – Елена – любовь к самой прекрасной из женщин. Но сон его отягчается страданиями. Тогда светлый певец Ариэль призывает при помощи забвения облегчить муки Фауста и вернуть его из прошлого в настоящее.

И мы оказываемся вместе с ним во дворце средневекового германского императора, который может потерять свою страну. Астролог предсказывает ход событий, шут в лицо ему говорит правду, Фауста не может прельстить такая власть, он далек оттого, что там в это время происходит. Не прельщает его и высшая красота, и высшая духовность. И тогда ему ничего не остается, как отправиться вместе с героем в первый день творения. И в тот момент, когда ему кажется, что он построил свой великолепный город, тогда и появляется бес, который роет ему могилу. Ему удается получше расположить его бренное тело в гробу, но в тот самый момент душу его похищают небесные ангелы. В эпилоге – завершение спора сил добра и зла. Фауст оправдан. Он поднимается на небеса, потому что на земле он уже пережил все муки ада.

И бесу остается только сокрушаться о том, что произошло:

А где душа? Украли воровски.

Так вот зачем, почуяв дух приманки.

Они у ямы вытянулись в ряд.

Какой удар! Но сам я виноват.

Со мной побившись об заклад

Ценою участи своей небесной

Высокая душа – залог наград

Украдена из рук моих бесчестно.

Но ему ничего другого не остается, как шутить и издеваться над собой, и снова приниматься за дела, потому что всегда и во всем он остается неутомим:

Кому теперь я жаловаться стану?

Кто за ущерб меня вознаградит?

На старости стать жертвою обмана.

Но я позором поделом покрыт.

И при этом он самобичуется так весело, так искреннее, что остается только улыбнуться, глядя на него, и на такой оптимистической ноте и заканчивается вечная драма.

Прожженный старый черт с такой закалкой

Сыграл к концу такого дурака.

Ведь эта глупость до того жалка,

Что даже потерпевшего не жалко.

За весь свой путь Фауст понимает, что в жизни могут быть только краткие мгновения счастья, которые сменяются жуткими разочарованиям, тревогами, потерями. Но высшую мудрость человеку всегда удается понять только в самом конце жизни, он никогда не успевает завершить начатого. Герой слепнет, слышит стук лопат, думает, что продолжается начатая им работа, на самом деле фантастические существа роют ему могилу и руководит всем этим делом бес.

Страница 63