Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 61
Ему не нужен слабый, для него он кажется достойным соперником. Он на все готов ради познаний, сам ищет и зовет к себе беса. Они нужны друг другу.
Бес необходим и богу, и он объясняет, почему дает ему спутника такого:
Слаб человек, покорствуя уделу
Он рад искать покоя, потому
Дам беспокойного я спутника ему
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу.
В первой сцене на земле, столкнувшись с Фаустом, мы видим, что главное состояние его души – скука. Он познал все известные на тот момент науки: богословие, медицину, философию, юридические науки, от них перешел к магии, но нигде не мог найти истины, не мог ответить на главные вопросы, а ему хочется, чтобы открылись тайны природы.
И тогда он начинает вызывать духов. Чертит пентаграмму, которая должна его защитить от воздействия духов, читает заклятие и трижды вызывает его. Он обращается к демонам Огня, Воды, Земли и Воздуха.
В тот момент перед ним и появляется Мефистофель, т.к. пентаграмма была начертана неверно, то он и проникает сквозь нее.
И в беседе с ним Фауст уясняет, что и в аду есть свои законы:
Раз связан ад законом,
То может быть возможен договор?
И он оказывается прав, они заключают договор на бумаге (коже самоубийцы) и скрепляют его кровью жертвы. Бес обещает показать все, что ему ведомо, и герои отправляются в путь.
Мефистофель убежден в том, что главная из всех наук – наука страсти нежной, потому Онегин в романе Пушкина стал его главным учеником, и он стал учителем по отношению к Татьяне:
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он лучше всех наук,
Была наука страсти нежной.
ПРОГУЛКИ С БЕСОМ. ИСКУШЕНИЕ ГЕРОЯ
Фауст мучается и страдает от скуки. Он понимает, что жизнь уходит, и хочется как-то наверстать то, что было упущено.
Я слишком стар, чтоб тешиться игрою,
Я слишком юн, чтоб без желанья жить.
С ужасом думает он о том, что ни достиг ни одного желания, нет радости ни на Яву, ни во сне. Он понимает, что смерть прекрасна в двух случаях, в бою и в объятиях женщины.
И остаются только мечты о славе, власти, богатстве, любви, надежде и вере. Мефистофель обещает ему стать рабом и покорным слугой и исполнить все его прихоти, на самом деле – это только притворство. Он собирается как кошка с мышкой с ним играть.
Эта игра закончится, когда он обретет довольство и покой, и с восторгом воскликнет: «Остановись мгновение, ты прекрасно!» в тот момент земля разверзнется и он провалится под землю.
Что же хочет получить Фауст?
Безмерность, беспредел, вседозволенность, смелость без границ, а для этого любые цели хороши.
И они отправляются:
1. Искушение в винном погребе. Бездумное пошлое веселие героя совсем не прельщает.