Чудные мгновения. Уроки литературы - стр. 60
Фаусту хочется все знать и господствовать над природой, открыть все тайны, познать низость и величие человеческой жизни, для которого никакой жизни не хватит. Но по Библии процесс познания считался первородным грехом и злом для мира.
Он понимает, что зло движет миром, иначе мир погряз бы в бездействии и давно погиб. И в прологе мы видим, что сам Бог посылает Мефистофеля, чтобы он расшевелил лучшего из людей, все время толкал его к действиям.
И призвание этого беса – смущать, вводить в грех, разрушать.
Второе – служить палачом порока, воздавать за грехи, это они приставлены в аду к котлам с горящей смолой.
Дьявол сам губит душу, сам ее казнит и наказывает. Недаром для эпиграфа романа М. Булгаков выбрал строчку:
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», а дальше он продолжает: « Я дух, все отрицающий и, поступая так, бываю совершенно прав, потому что все существующее кончает непременно погибелью, вследствие чего лучше было бы, если бы оно не существовало совсем. На этом основании все, что вы называете грехом, разрушением или, короче говоря, злом, моя настоящая стихия».
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ФАУСТА С МЕФМСТОФЕЛЕМ
В «Прологе» действие происходит на небесах, когда появляются Господь и архангелы, среди них неожиданно возник Мефистофель. Гете вольно трактует «Библию», и спокойно помещает он беса на небеса.
Ангелы воздают хвалу солнцу, небу, Господу, они далеки от мира, потому речи их монотонны и однообразны. И только тот, кто ведет себя вольно и готов немного развлечь и самого повелителя. Мефи дерзок и напорист, он ни с кем не собирается считаться. И сразу же сообщает всем, что главная его забота о человеке:
Мне нечего сказать о солнце и мирах,
Я вижу лишь одни мученья человека.
Хитростью и обманом добивается он пари с Богом на душу лучшего из людей – Фауста, ученого, мага, чернокнижника, которому известно значительно больше, чем остальным. Разум – это отблеск божественного света, стал горем для человека, потому что он не может им правильно распорядиться.
У Мефи получается двойное пари – с Богом, – за душу Фауста, и ему нужен в награду только триумф победы, с Фаустом – в награду он заберет его душу.
И тут же он дает характеристику и самому человеку:
Человек! Бедняга человек, он жалок так в страданье,
Что мучить бедняка и я не в состоянье.
О Фаусте образно говорит Мефистофель: он вечно в мечтанья погружен, желает несбыточного (звезд с неба и всех высших наслаждений на земле. И он мечтает о главном: поиграть с ним, как кошка с мышью.
Почему бес выбирает душу Фауста из всех людей?