Размер шрифта
-
+

Четыре основы внимательности простыми словами - стр. 9

«Сатипаттхана-сутта» о Четырёх основах внимательности

Бхиккху, вот прямой путь, указанный существам

для очищения,

для прекращения печали и скорби,

для устранения боли и горя,

для вступления на истинный путь

и достижения ниббаны, —

вот Четыре основы внимательности.


1. Внимательность к телу

Внимательность к дыханию.

Внимательность к четырём положениям тела: в ходьбе, стоя, сидя и лёжа.

Внимательность к ясному пониманию того, что полезно, того, что уместно, территории практикующего, а также не-заблуждения.

Размышления о тридцати двух частях тела.

Анализ четырёх элементов.

Девять практик для созерцания на кладбище.


2. Внимательность к чувствам

Приятные чувства, болезненные чувства, а также чувства, которые не болезненны и не приятны, мирские и духовные.

Осознавание их проявления, возникновения и исчезновения.


3. Внимательность к уму

Видение ума как

алчного или неалчного,

злобного или незлобного,

заблуждающегося или незаблуждающегося,

собранного или отвлечённого,

неразвитого или развитого,

невысшего или высшего,

несосредоточенного или сосредоточенного,

неосвобождённого или освобождённого.

Осознавание его проявления, возникновения и исчезновения.


4. Внимательность к дхаммам

Пять умственных помех

Чувственное желание, враждебность, леность и апатия, беспокойность и волнения, скептические сомнения.

Осознавание их проявления, начала и исчезновения.

Пять совокупностей цепляния

Материальная форма, чувства, восприятия, ментальные формации и сознание.

Осознавание их проявления, возникновения и растворения.

Шесть внутренних и шесть внешних опор чувств

Глаз и видимые объекты, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и осязаемые объекты, ум и ментальные объекты.

Их знание, а также знание возникновения, уничтожения и не-возникновения в будущем оков, появляющихся в зависимости от внешних и внутренних опор.

Семь факторов просветления

Внимательность, исследование дхамм, энергия, восторг, умиротворение, сосредоточение и равностность.

Знание об их присутствии, возникновении и развитии.

Четыре благородные истины

Страдание, его происхождение, его прекращение и путь, ведущий к его прекращению.

Благородный восьмеричный путь

Искусное понимание, рассуждение, речь, действие, образ жизни, усилие, внимательность и сосредоточение.

Бхиккху, если некто будет надлежащим образом развивать эти Четыре основы внимательности в течение семи лет… или даже семи дней, этот некто может обрести один из двух плодов:

окончательное знание здесь и сейчас

или же, если остаётся тончайшее цепляние, состояние невозвращения.

Часть I

Внимательность к телу

1: Дыхание

Страница 9